Важные вещи века. Второе правило Дженнифер Каприати
В истории тенниса было множество событий, предметов и личностей, которые изменили представление зрителей о спорте и заставили измениться сам спорт. Американское издание Tennis подводит итоги прошедших пятидесяти лет, отмечая наиболее яркие и важные объекты. Теннисный обозреватель Стив Тиньор рассказывает о том, как Дженнифер Каприати сумела преодолеть психологический барьер и войти в историю спорта в качестве примера человека, победившего свои слабости.
"Если верить в себя, мечты сбываются", - с такими словами Дженнифер Каприати обратилась к болельщикам на арене Рода Лэйвера, принимая трофей победительницы Australian Open-2001. Это было подходящее и вдохновляющее утверждение, даже несмотря на то, что спустя мгновение сама Дженнифер выступила с противоположным по смыслу заявлением.
"Если честно, я не могу поверить в то, что сейчас происходит", - призналась ошеломлённая Каприати.
Триумф американки был неожиданным не только для неё самой. К своим двадцати четырём годам она добилась многого, но большинство болельщиков были уверены в том, что титул на турнирах "Большого шлема" никогда не прибавится к достижениям Дженнифер. Даже традиционно сдержанное издание New York Times назвало её победу в Мельбурне "невероятным выступлением".
Но рубеж веков был временем искупления и воздаяния для американских вундеркиндов. В 1999 году Андре Агасси оставил позади воспоминания о нереализованных возможностях, впервые победив на "мэйджоре" в Париже и завоевав карьерный "Большой шлем". Каприати наблюдала за игрой своего соотечественника на "Ролан Гаррос" и вдохновлялась на то, чтобы совершить рывок, благодаря которому она войдёт в историю тенниса.
Подобно Агасси, в начале девяностых годов прошлого века Дженнифер была разрекламированным улыбчивым подростком из Флориды, которому прочили роль спасительницы американского тенниса. Каприати достигла финала своего первого профессионального турнира в тринадцать лет, той же весной вышла в полуфинал Открытого первенства Франции и довольно быстро стала десятой ракеткой мира. Казалось, что Дженнифер суждено побить все рекорды в категории "наиболее молодых спортсменок". Как бы там ни было, запустив в 1992 году собственную видеоигру Jennifer Capriati Tennis, она стала первой в истории теннисисткой, которой это удалось.
Поначалу Каприати удавалось соответствовать своему великолепному образу, который выстраивали СМИ. В возрасте шестнадцати лет она одолела Штеффи Граф в решающем поединке Олимпийских игр-1992 в Барселоне. Но в итоге удивительный взлёт Каприати привёл её к эмоциональному выгоранию. Проиграв Монике Селеш в драматическом полуфинале Открытого чемпионата США, она достигла своего максимума. Дженнифер показывала на корте всё, что умела, но Моника всё равно играла лучше. Не имея возможности подняться выше, американка быстро разочаровалась в жизни профессиональной теннисистки. На US Open-1993 она впервые в карьере проиграла в стартовом матче. В попытке избавиться от образа "девушки с обложки" Каприати прекратила выступления, в период с 1994 по 1995 год приняв участие всего в одном турнире.
Тем не менее, решение Дженнифер не заставило представителей прессы забыть о ней. В мае 1994 года фотография восемнадцатилетней девушки с кольцом в носу, сделанная в полицейском участке, облетела телевизионные экраны и передовицы газет по всему миру. Каприати арестовали за хранение марихуаны, когда она находилось в каком-то мотеле, который даже степенные издания называли "клоповником". После этого американка потеряла контракты со всеми спонсорами и была близка к завершению карьеры. Тогда как руководство WTA приняло постановление, известное как правило Каприати, согласно которому устанавливался нижнее ограничение возраста, до которого девушки не могли стать профессиональными теннисистками. Дженнифер и сама не заметила, как её бунтующая юность превратилась в поучительную историю для молодого поколения.
Несмотря на то, что карьера Каприати будто бы подходила к концу, её история была далека от развязки. Во время периода восстановления Дженнифер решила вернуться в Тур. К концу десятилетия она выиграла свой первый за шесть лет турнир и завершила сезон-1999 в ранге двадцать третьей ракетки мира, за один год поднявшись на семьдесят восемь позиций. Спустя месяц, на Australian Open-2000, американка впервые с 1991 года вышла в полуфинал "мэйджора". Каприати снова ощущала прелесть борьбы.
В следующем году ей впервые удалось стать чемпионкой в Австралии. Посеянная всего лишь двенадцатой, Дженнифер смогла одержать одну из наиболее важных в психологическом плане побед в карьере. В четвертьфинале она нанесла поражение Селеш, а на этапе 1/2 финала одолела действующую чемпионку, которой проиграла годом ранее, Линдсэй Дэвенпорт. В решающем поединке Каприати взяла верх над трёхкратной победительницей австралийского "мэйджора" Мартиной Хингис - девушкой, которая заняла освободившееся после временного ухода Дженнифер место главной молодой звезды женского тенниса. После матч-пойнта Каприати вскинула руки и начала прыгать по центральному корту арены Рода Лэйвера. Она будто бы не контролировала свои действия.
"Кто вообще мог подумать о том, что я буду стоять тут с кубком в руках после всего, что произошло?" - спрашивала Дженнифер саму себя и весь мир. Но и на этом её история не закончилась. Спустя четыре месяца американка выиграла ещё один титул на "мэйджоре", победив в финале "Ролан Гаррос". А в октябре 2001 года она впервые в карьере поднялась на первую строчку мирового рейтинга.
Дженнифер дала теннису новое правило Каприати: возвращения, вторые шансы, искупление прошлых грехов - в этом спорте возможно всё.