Важные вещи века. Начало Открытой эры

17 февраля 2015
Новости тенниса

В истории тенниса было множество событий, предметов и личностей, которые изменили представление зрителей о спорте и заставили измениться сам спорт. Американское издание Tennis подводит итоги прошедших пятидесяти лет, отмечая наиболее яркие и важные объекты. Теннисный обозреватель Стив Тиньор рассказывает историю соревнований 1967-го года в Борнмуте, ставшего первым турниром, на котором встречались любители и профессионалы.

"1968 год был годом восстаний, когда города от Токио до Чикаго, от Праги до Парижа бились в конвульсиях протестов. Революционный дух понемногу охватывал все привычные сферы деятельности людей, так что даже теннис присоединился к веселью - в свой собственный аристократичный способ, конечно. Началось всё в сонном приморском курорте - Борнмуте, что в Англии. Именно там 22 апреля в 13:43 по гринвичскому времени 22-летний шотландец Джон Клифтон перед сотней наиболее выносливых фанов и дрожащей бродячей собакой прищурился, чтобы увидеть своего соперника через плотный слой тумана, и выполнил первую подачу в истории Открытой эры тенниса.



На фоне потрясающих весь мир протестов данное событие может показаться абсолютно незначительным. Но в последующую неделю в Борнмуте теннис поймал и использовал анархический дух шестидесятых. Это было десятилетие, которое стёрло традиционные разграничения и сломило возрастную иерархическую систему. Черное и белое на Юге США, мужчины и женщины на заводах или в столовых колледжей, авторское и коммерческое искусство, джаз и рок. Те вещи, которые прежде будто бы обладали существенными различиями, начали смешиваться в едином плавильном котле. В 1967 году Верховный суд США упразднил законы, запрещающие межрасовые браки, в 1968 студентки впервые были допущены к занятиям в Йеле и Принстоне. Той весной в Борнмуте теннис сделал свой взнос в коктейльную вечеринку шестидесятых, убрав казавшееся нерушимым разделение на аматоров и профессионалов.

Это разделение было центральной составляющей игры с самого её появления в викторианской Англии примерно веком ранее. Слово "аматор" означало то же, что и "джентльмен", лишь с некоторыми спортивными коннотациями. Джентльмен, унаследовав хорошие манеры, не имел нужды и даже возможности заниматься спортом ради денег. Выкраивание свободного времени ради оттачивания навыков на корте было признаком высокого статуса человека. Профессионалам же приходилось подавать и принимать, чтобы добыть средства, необходимые для обеспечения своей семьи. В течение большей половины двадцатого века данные группы соревновались раздельно, на, во всех смыслах, разных турнирах. Аматоры резвились на травяных кортах и поднимали над головой трофеи турниров "Большого шлема", оплачивая солидные взносы за участие. Тогда как профессионалы были вынуждены пробиваться через глушь пустынных городков Соединённых Штатов, Европы или Австралии, чтобы принять участие в однодневном турнире. В то время профессионалы соглашались играть где угодно. Определяющим фактором была способность аудитории заплатить за билеты.

vvv2

Однако, учитывая специфику настроений эпохи, стоило ожидать изменений в ситуации. Один журналист причудливо сравнил теннисных профессионалов с героями шестидесятых - кубинскими повстанцами Фиделя Кастро, которым перед попаданием в столицу пришлось перенести множество невзгод, скрываясь от властей. Даже в названии нового периода - "открытый теннис" - было что-то от главного слова шестидесятых. Это было слово "свобода". После длительных споров и череды неудач свобода тенниса была завоёвана. В марте 1968 года главный организационный орган аматорского тенниса - ILTF - смирился с неизбежным и принял постановление пускать варваров с той стороны ограды на свои мероприятия.

Организаторы Уимблдонского турнира, опасаясь падения популярности соревнований из-за того, что всё больше молодых дарований выбирали путь профессионала, начали обсуждение изменений ещё осенью 1967 года. Всеанглийский клуб учредил первый в своей истории профессиональный турнир, после которого собрание клуба было потрясено словами исполнительного директора организации Германа Дэвида, назвавшего аматорский спорт "живой ложью". Но, как писал Бад Колллинз, "Британцы не были настолько храбры, чтобы начать крушение идолов с главного турнира в своей истории". Открытый теннис начал свой путь вдалеке от софитов. Первые соревнования состоялись в нескольких часах езды от Лондона, на турнире British Hard Court Championships в Борнмуте.

Теннисный клуб Борнута был уютным и домашним, но нельзя было сказать, что British Hard Court Championships проходили очень уж далеко от метрополии. Турнир проводился для обоих полов, начиная с 1924 года, и традиционно собирал всех сильнейших игроков Великобритании. Слово Hard, кстати, в то время обозначало красный грунт. Данный термин использовался в английском языке в противовес преобладавшим травяным кортам, которые назывались Soft.

vvv3

Несмотря на дождь и туман, организаторы турнира назвали его золотым дном. Суммарно соревнования посетили двадцать тысяч зрителей, тогда как в предыдущем году - лишь десять. Большинство пришло посмотреть на то, как легендарные, но многострадальные профессионалы наконец-то выйдут из тени. Род Лэйвер, Кен Розуэлл и Панчо Гонсалес (каждый из которых не выступал в Борнмуте минимум шесть лет) присоединились к своим друзьям-профессионалам Фреду Столлу и Рою Эмерсону в попытке выиграть главный приз, которые составлял $2,400.

Одних этих смутно знакомых имён было достаточно для того, чтобы многие сильнейшие аматоры отказались приезжать в Борнмут. Артур Эш, Илие Настасе и Мануэль Сантана пропустили мужские соревнования, тогда как Маргарет Корт и Мария Буэно не стали выступать на женских. В то время ещё стоял вопрос, будут ли остальные турниры позволять профессионалам выходить на корты. Не все верили, что теннис перейдёт к Открытой (то есть неправильной) эре. К тому же, у аматоров была репутация, которую они не хотели терять.

"Я полагаю, что лучшие любители не станут играть с профессионалами, поскольку выплаты за участие снизятся, когда аматоры начнут проигрывать", - подчеркнул глава Британской ассоциации тенниса Дерек Хардвик.

Однако, в числе сильнейших женщин-профессионалов были и такие, которые отказались принять участие в турнире в Борнмуте. Например, Билли Джин Кинг, Рози Касалс, Энн Джонс и Франсуаза Дюрр бойкотировали соревнования, потому что главный приз в $720 был слишком мал и, что важнее, куда меньше приза у мужчин. Уже перед первым ударом по мячу в Открытой эре начались сражения за равные призовые выплаты.

vvv1

Некоторые мужчины-профессионалы тоже предпочли бы пропустить соревнования British Hard Court Championships. Ведь они играли не столько ради денег, сколько ради своей идеи. Профессионалы были обязаны вернуться триумфаторами. Любой результат, кроме тотального доминирования был бы воспринят обществом как позорное поражение. К тому же, они были старше и опытнее большинства аматоров и привыкли играть между собой. Однако, формат турнирной сетки оказался непривычно древним для многих участников. "Здесь было много такого, о чём некоторые игроки уже позабыли, а некоторые - даже и не слышали", - рассказывал взволнованный Лэйвер.

Австралиец Оуэн Дэвидсон настолько расстроился из-за того, что проиграл первый розыгрыш Джону Клифтону на старте соревнований (между прочим, это был первый в истории тенниса официальный матч между аматором и профессионалом), что, по словам Коллинза "судья на время остановил матч из-за того, что Оуэн стал бледным как мертвец". К счастью для него, Дэвидсону удалось одержать победу в том поединке. А вот например Гонсалесу и Эмерсону не повезло. Они оба уступили сильнейшему британскому любителю Марку Коксу. Дородный кудрявый юноша своими мощными леворукими ударами преградил двум опытным профессионалам дорогу к полуфиналу. Его уверенные победы сделали Кокса главным героем всех лондонских газет, которые, конечно же, были на стороне аматоров.

"Уму непостижима значимость достижения Марка", - гремел со страниц Times of London известный колумнист той эпохи Рекс Беллами.

Сам Кокс, будучи вежливым выпускником Кембриджа и джентльменом старой школы, сумел найти другие слова. "Конечно, эти господа находились под огромным давлением трибун и прессы на этой неделе. У меня было ощущение, будто у них на ногах были особые грузы", - выступил в защиту Панчо и Роя Марк.

vvv2

"Кто-то должен был первым уступить любителю. Что ж, эта почётная возможность выпала мне", - отметил с усталой улыбкой 39-летний Панчо, уступивший в трёхчасовом пятисетовом поединке.

В следующем раунде Лэйвер, торжественно назначенный защитником достоинства профессионалов, уверенно обыграл Кокса, не отдав ему не одного сета. "Он просто перемолол меня, не дав ни единого шанса", - заявил после матча Кокс.

К конце концов профессионалы победили, а зрители, решившиеся приехать в Борнмут, стали свидетелями отличных поединков. Розуэлл нанёс поражение Лэйверу в мужском финале, а Вирджиния Уэйд переиграла британку Уинни Шоу в женском.

"После данного турнира пути назад быть не может", - подчеркнул Дерек Хардвик с фужером шампанского в руках. Теннис был открыт для бизнеса и готов к пути к софитам".

Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке