Первые леди тенниса. Мартина Хингис
Восьмая часть цикла очерков о теннисистках, становившихся первыми ракетками мира. О преимуществах красоты и ума над силой, победах и предательстве, рекордах и титулах - в проекте "Первые леди тенниса".
В 2001 году Роджер Федерер и Мартина Хингис выиграли Кубок Хопмана. Любопытно - Мартина к тому времени уже прошла пик своего величия, а Роджер ещё на него не вышел. Но стиль игры у главных представителей швейцарского тенниса всегда был схожим - оба ставили в основу технику, красоту и ум. Умный теннис - вот первое, что приходит в голову, когда вспоминаешь Мартину Хингис.
Будущую легенду швейцарского и мирового тенниса назвали в честь великой Мартины Навратиловой. А как же ещё было назвать, если родители девочки были, во-первых, жителями Чехословакии, а во-вторых, теннисистами. И Кароль Хингис, и Мелани Молиторова в своё время входили в число ведущих игроков страны.
Впрочем, отец в жизни будущей чемпионки сыграл не такую значительную роль - когда Мартине было шесть лет, родители развелись, а вскоре Мелани с дочерью уехала в Швейцарию.
Мать Мартины (а в Швейцарии она стала известна как Мелани Молитор) была честолюбивой женщиной с железной хваткой. Не сумев стать великой теннисисткой сама, она решила воспитать дочь чемпионкой. Отсюда и "теннисное" имя, и невероятно раннее начало занятий (Мартина взяла в руки ракетку в два года, а в четыре уже принимала участие в детских соревнованиях).
Зачастую дети таких родителей не только не добиваются ничего, но и сами начинают ненавидеть теннис. Мадам Молитор повезло дважды - она оказалась неплохим психологом, а её дочь обладала колоссальным талантом.
В те годы ещё не было возрастных ограничений для участия в турнирах, так что юная Хингис с ранних лет начала сражаться со старшими соперницами. Во многом это и определило дальнейший стиль её игры - не перебегать, не перебить, а именно переиграть оппоненток, свести с ума безукоризненной точностью и геометрической правильностью комбинаций.
Как следствие, Мартина уже в начале девяностых годов начала бить возрастные рекорды. В 1993 году она, в возрасте двенадцати лет, стала самой молодой победительницей юниорского "Ролан Гаррос". Уже через год Хингис просто не было равных в юниорском Туре. Победы на "Ролан Гаррос" и Уимблдоне, финал US Open - гениальную юниорку ждал взрослый Тур.
В возрасте четырнадцати лет Мартина дебютировала в WTA-Туре. За два месяца, с октября по ноябрь, она ухитрилась ворваться в Топ-100 и закончить год на 87-м месте. В следующем сезоне она впервые в карьере вышла в финал турнира WTA (в Гамбурге проиграла Кончите Мартинес), а завершила год шестнадцатой ракеткой мира. Мартине было всего пятнадцать лет, но она была готова к великим свершениям.
Сначала был четвертьфинал Australian Open (поражение от Аманды Кётцер), затем первый в карьере титул (в Фильдерштадте - нынешний турнир в Штутгарте), а затем и сенсационная победа на Уимблдоне в паре с Хеленой Суковой. Мартина стала самой молодой в истории победительницей турнира "Большого шлема".
На US Open она уже дошла до полуфинала, проиграв Яне Новотной, а на Итоговом чемпионате WTA остановить швейцарку смогла только Штеффи Граф в решающем матче. Мартина закончила год четвёртой ракеткой мира, и все с нетерпением ждали будущего сезона.
Но каким же невероятным вышел этот год! Мартина доминировала в Туре с начала до конца, проведя невероятную победную серию со старта сезона. В эту серию вошли победы на Australian Open, турнирах в Токио, Париже, Майами и Хилтон-Хеде. Немудрено, что в марте 1997 года шестнадцатилетняя Хингис стала самой молодой в истории тенниса первой ракеткой мира.
На "Ролан Гаррос" швейцарка уверенно двигалась к победе, но в финале хорватская теннисистка Ива Майоли провела матч всей своей жизни. Победная серия Хингис была прервана, но остановить её победное шествие, казалось, было просто некому.
Мартина выиграла Уимблдон, одолев в финале Яну Новотну, а затем дошла до решающего матча и на US Open. Её соперница, столь же юная Винус Уильямс, считалась тогда главной соперницей для Мартины на будущее. Впрочем, швейцарка быстро развеяла все сомнения - 6/0, 6/4. Покорение мира завершилось.
"Ты чувствуешь себя непобедимым. Выходишь на корт и даже не допускаешь мысли, что уйдёшь с него проигравшим - и этого действительно не происходит", - вспоминает Хингис. "Играешь свободно, раскованно, и у тебя всё получается. Даже начинает в некоторых моментах везти, потому что ты так уверен в себе. Ты как будто оседлал волну, и знаешь, что можешь сделать на корте всё, что тебе заблагорассудится".
Планету охватила форменная "Хингис-мания". Впрочем, в жизни блистательная чемпионка оказывалась порой не такой изысканной, как на корте. Марк Филиппуссис, сходивший как-то на свидание с Мартиной (чемпионка оказалась большой поклонницей австралийца), позже удивлялся, что с Хингис оказалось практически не о чем поговорить - любой разговор Мартина сводила к двум своим излюбленным темам - теннису и лошадям.
Впрочем, на корте Хингис преображалась и, при всём уважении к Филиппуссису, добиться хотя бы части достижений Мартины ему так и не удалось. Мама Мелани была счастлива - её план сработал на все сто процентов.
Следующий сезон оказался не таким впечатляющим, как предыдущий. В 1998 году Мартина повторила свой успех на Australian Open (в финале обыграла Кончиту Мартинес), но затем не смогла защитить большинство своих побед. Как следствие, американка Линдсэй Дэвенпорт смогла подобраться к швейцарке на расстояние атаки, а затем, обыграв Хингис в финале US Open, и отобрать у неё звание первой ракетки мира.
Однако нельзя сказать, что 1998 год оказался для Мартины таким уж неудачным. В парном разряде швейцарка провела невероятный сезон, оформив "Большой шлем". Ранее такое достижение в парном разряде покорялось только трём теннисисткам - Марии Буэно в 1960 году, а также Мартине Навратиловой и Пэм Шрайвер в сезоне 1984 года.
В 1999 году Хингис вернула себе звание первой ракетки мира, в третий раз выиграв Australian Open. Она была в нескольких точных ударах от того, чтобы оформить карьерный "Большой шлем", когда в финале "Ролан Гаррос" сошлась с вернувшейся в Тур Штеффи Граф...
Тут стоит сделать, как говорится, лирическое отступление. Мелани Молитор воспитала дочь в строгих правилах, но со временем, когда Мартина всё больше погружалась во взрослый мир, эти правила начинали давать сбои.
Хингис часто действовала по принципу "что на уме, то и на языке", и в 1999 году это несколько раз её подводило. Свою соперницу по мельбурнскому финалу, француженку Амели Моресмо, швейцарка назвала "наполовину мужчиной". Ну а касательно Граф Мартина высказалась в том духе, что время немки уже прошло, и теннис сделал несколько шагов вперёд с тех пор, как Штеффи доминировала.
И вот, столкнувшись с тем, что Граф демонстрирует отличный теннис, вполне современный и эффективный, Мартина занервничала. Она долго спорила с судьями, грозилась покинуть корт, а когда в итоге проиграла матч, то разразилась слезами и вышла только на церемонию награждения.
Молитор постепенно теряла контроль над дочерью. Накануне Уимблдона Хингис заявила, что перестаёт работать и тренироваться с матерью. Через несколько дней она потерпела сокрушительное поражение в первом раунде от Елены Докич, после чего пошла на перемирие в отношениях с Молитор.
На US Open Хингис снова добралась до финала, но Серена Уильямс взяла реванш за двухлетней давности поражение сестры. Тем не менее, Мартина вернула себе лидерство по итогам года.
Следующие два сезона прошли не столь ярко, но борьба Хингис против Линдсэй Дэвенпорт и сестёр Уильямс стала украшением этих лет. Мартина ещё два раза выходила в финал Australian Open, но оба раза проигрывала - сначала Дэвенпорт, а затем Дженнифер Каприати.
Однако стабильность игры Хингис приносила свои результаты - когда в октябре 2001 года Каприати окончательно сместила её с первого места, в активе швейцарки значилось 209 недель на вершине. Это четвёртый результат в истории женского тенниса - после Граф, Навратиловой и Эверт.
В финале Australian Open 2002 года (шестом подряд) Хингис снова растеряла колоссальное преимущество. Она выиграла первый сет у Каприати, вела со счётом 4/0 во втором и не смогла реализовать четыре матчбола. В итоге американка сначала сравняла счёт в матче, а затем и выиграла его.
Сказали своё веское слово и травмы. Ещё в 2001 году Хингис вынуждена была пойти на операцию лодыжки, а в 2002 году оперировать пришлось уже обе. По мнению теннисистки, причиной травм стала некачественная обувь, представленная многолетним её спонсором Sergio Tacchini. В результате судебного процесса компании пришлось выплатить Хингис значительную компенсацию, и на былой уровень итальянцы вернулись только через десять лет.
Впрочем, это стало слабым утешением для Мартины. Она никак не могла набрать достойную форму и в феврале 2003 года объявила о завершении карьеры. На тот момент спортсменке было всего двадцать два года.
Впрочем, долго жить без любимой игры Мартина не смогла. Восстановив здоровье, она уже в 2005 году попыталась вернуться на турнире в Паттайе, но уже в первом круге уступила немке Марлен Вайнгартнер. В том же году она провела полноценный сезон в чемпионате World TeamTennis, и убедилась, что снова может играть на высоком уровне. 29 ноября 2005 года Хингис официально объявила о своём возвращении.
Нельзя сказать, что возвращение вышло триумфальным, но вполне достойным назвать его можно. На Australian Open Мартина дошла до четвертьфинала, где уступила Ким Клийстерс. Однако швейцарка стремительно набирала форму, и новым лидерам женского тенниса пришлось потесниться.
В полуфинале Токио Мартина обыграла Марию Шарапову, но затем уступила Елене Дементьевой. Шарапова дважды подряд взяла реванш, обыграв Хингис в четвертьфинале Дубая и полуфинале Индиан-Уэллса. Наконец, в Риме Мартина провела блистательный турнир, обыграв на пути к победе Винус Уильямс и Динару Сафину.
Сезон 2006 года швейцарка завершила в ранге седьмой ракетки мира, и надеялась развить успех в следующем году. Она снова проиграла Клийстерс в четвертьфинале Australian Open, но зато в пятый раз выиграла турнир в Токио, победив в финале Ану Иванович.
Из-за травмы бедра Хингис пропустила "Ролан Гаррос", уступила в третьем круге Уимблдона американке Лоре Грэнвилл, а в аналогичном раунде US Open пропустила дальше юную Викторию Азаренко. Матч против будущей первой ракетки мира стал для Хингис последним на турнирах "Большого шлема"...
Июль 2007 года стал для Мартины едва ли не самым тяжёлым в жизни. Сначала теннисистке объявили, что обе допинг-пробы, взятые на Уимблдоне, дали положительный результат на кокаин, а затем её жених, чешский теннисист Радек Штепанек, разорвал помолвку. В тот момент, когда Хингис больше всего нуждалась в поддержке, ей оказалось не на кого опереться...
"Тем летом в Калифорнии Мартина была в отчаянии", - вспоминает американский теннисный обозреватель Мэтт Кронин. "Она выглядела постаревшей на много лет, спрашивала у всех, что ей делать, но никто не мог дать ответа".
В ноябре Мартина объявила о результатах своего допинг-теста, заявив при этом, что никогда в жизни не употребляла наркотиков. "Я абсолютно невиновна. Всю жизнь меня пугала одна только мысль об употреблении наркотиков. Когда мне об этом сказали, у меня был шок", - сказала она.
Тем не менее, тиски Всемирного антидопингового агентства всё больше смыкались над Хингис, и она решила уйти во второй раз. На сей раз, окончательно. "У меня достаточно солидный для тенниса возраст, проблемы со здоровьем, так что я приняла решение закончить карьеру", - призналась Мартина.
Следующие годы Хингис провела, занимаясь самыми разнообразными делами. Она проводила время на скачках (второе любимое хобби после тенниса), занималась благотворительностью. И, конечно, играла в теннис на различных выставочных турнирах.
Практически каждый год распускались слухи о возвращении Хингис на корт, но она регулярно их опровергала. Последний, а также самый громкий и устойчивый слух - участие Мартины в Олимпийских играх вместе с Роджером Федерером. Сам великий швейцарец признался, что с удовольствием сыграл бы с Мартиной.
Однако на сей раз Хингис здраво оценила свои перспективы. Ей тридцать один год, она наконец-то завела семью (вышла замуж за французского жокея Тибо Утена), она много лет не выступала на высшем уровне. "Чтобы играть вместе с Роджером, нужно соответствовать его уровню", - призналась Мартина. "Должна заметить, что сейчас я не смогу соответствовать".
Достойное решение, особенно если вспомнить, что американка Лайза Рэймонд (которая сейчас, в свои тридцать шесть лет, вернула статус первой ракетки мира в паре) как-то призналась, что Хингис - лучший парный игрок, с кем ей приходилось когда-либо сталкиваться.
Зато Мартина постарается найти себя на новом поприще. Сама будучи плодом тренерского гения Мелани Молитор, она решила начать сотрудничество с академией известного тренера Патрика Муратоглу.
"Мне очень хотелось бы помочь девочкам в вопросах тактики и некоторых технических аспектах. Постараюсь научить их быстрым атакам, а также выходам к сетке. Надо, чтобы они не ждали, пока к ним прилетит мяч, а начинали атаковать сами", - говорит Хингис.
Что же, пожелаем ей удачи. Ведь на нынешнем фоне женского тенниса игра Мартины выглядит порой недостижимым идеалом. Не с точки зрения результативности - с точки зрения красоты. Будем надеяться, что когда-нибудь в мировом теннисе появится новая Хингис, и станет более удачливой в жизни, чем Мартина.