Эпоха классицизма. Готфрид фон Крамм

11 марта 2016
Новости тенниса

Образы великих теннисистов прошлого со временем теряются в человеческой памяти. Редакция Портала GoTennis.ru продолжает цикл статей "Эпоха классицизма", посвящённый значимым игрокам минувшего столетия. 

Третий материал данного цикла будет посвящён немцу Готфриду фон Крамму - человеку, который покорял всех не только своими выдающимися навыками теннисиста, но и манерами джентльмена.

Задолго до того, как идолом для немецких болельщиков стал Борис Беккер, барон Готфрид фон Крамм был лицом нации на спортивных аренах. Он был чрезвычайно популярен по всей Германии не только благодаря пяти титулам на турнирах "Большого шлема", но и внешности кинозвезды, характеру настоящего джентльмена, который проявлялся как на корте, так и вне его, а также плавным ударам, которые все журналисты считали идеальными с точки зрения стиля.

Зеленоглазый блондин с ростом 1 м 82 см и стройным, атлетичным телосложением. Фон Крамм обладал тем магнетизмом и силой характера, которые всегда позволяли ему находиться в гуще поклонников. 
"Находиться в одной компании с Готфридом - это всегда очень весело", - отмечал близкий друг и главный противник немца, американец Дон Бадж, который противостоял фон Крамму в матче Кубка Дэвиса-1937. Отметим, что историки тенниса до сих пор считают данный поединок одним из лучших на турнире. "Каждый, кто знал его по-настоящему хорошо, не мог отказать себе в удовольствии продолжать общение", - рассказывал Бадж.

Юные годы

1

Барон Готфрид Александр Максимилиан Вальтер Курт Фрайгерр фон Крамм родился 7 июля 1909 года в немецком городе Ганновер. Бургхард фон Крамм, отец Готфрида, вернулся в Германию в конце девятнадцатого века, завершив курс обучения юриспруденции в Оксфордском университете.

В Великобритании Бургхард не только изучил основы будущей специальности, но и проникся традиционной для жителей Англии любовью к спорту. Фон Крамм-старший принял решение воспитывать детей, уделяя значительное внимание их физическому развитию.

В фамильных замках семейства Шлосс-Брёгген и Шлосс-Ольбер были построены грунтовые корты, и в возрасте десяти лет Готфрид ежедневно работал под руководством личного тренера и приглашённых ведущих немецких теннисистов. Бургхард уделял особое внимание образцам для подражания своего сына, поэтому в имении фон Краммов часто гостили выдающиеся спортсмены Германии.

Несмотря на титул барона, фон Крамм-старший отличался довольно либеральным нравом. В 1928 Готфрид начал изучение юриспруденции в Берлине, однако после принял решение сосредоточить своё внимание на теннисе. Отец поддержал данное решение, оказав ему полную финансовую поддержку.

Карьера в Кубке Дэвиса

1

Впервые на по-настоящему крупных соревнованиях Готфрид появился в 1932 году. В возрасте 23 лет он придерживался классического стиля игры и выглядел психологически готовым к противостоянию с любым соперником. Фон Крамм неизменно проявлял себя идеальным спортсменом того времени: сдержанным, элегантным и воспитанным. 

Вместе с Даниэлем Пренном, талантливым беженцем из Российской империи, он сформировал прекрасный дуэт, который помог сборной Германии выйти в финал Кубка Дэвиса-1935. В четвертьфинальном поединке Пренн принёс немецкой команде решающее очко, одолев Фреда Перри, а в полуфинале немцы не оставили шансов итальянцам - Готфрид и Даниэль выиграли все четыре одиночных поединка, а также одержали победу в парной встрече. Однако, в финале американская команда, ведомая Эллсуортом Вайнзом в упорной борьбе, со счётом 3:2 одолела сборную Германии.

Тем не менее, в следующем сезоне немцам не удалось повторить своё выдающееся выступление в Davis Cup. Политические проблемы, вызванные приходом к власти Адольфа Гитлера, заставили Пренна в очередной раз эмигрировать. Федерация лаун-тенниса Великобритании приняла Даниэля с распростёртыми объятьями, несмотря на то, что годом ранее именно он поставил крест на их надеждах победить в Кубке Дэвиса.

Популярность Готфриду приносило сочетание превосходных игровых навыков и джентльменского отношения к соревнованиям, основанного на этикете и честности. В интерзонанальном финале Кубка Дэвиса-1935 между Германией и США фон Крамм поставил спортивные качества выше победы. В решающем парном матче против Уилмера Эллисона и Джона ван Райана Готфрид и его партнёр Кай Люнд уже были признаны победителями, однако немец оспорил решение судьи. Когда фон Крамм и Люнд вместе бросились к мячу, первым попытался нанести удар Готфрид, но промахнулся. После чего Кай, ставший на одно колено, выполнил "виннерс". Сразу после этого фон Крамм подошёл к арбитру и сообщил, что мяч сначала коснулся его ракетки, а уже после Люнд нанёс удар. В решающем сете американская команда победила со счётом 8/6, а капитан немецкой сборной сказал Готфриду: "Ты опозорил свою страну". В ответ фон Крамм просто промолчал.

Вплоть до 1937 года фон Крамм был человеком, на котором держалась вся немецкая сборная. В 1937 году участником национальной команды стал Хеннер Хенкель, который в этом же сезоне выиграл Чемпионат Франции в одиночном и парном разрядах, а также стал триумфатором Чемпионата США в паре.

Благодаря игре Готфрида и Хеннера сборная Германии стала победителем европейской зоны турнира, однако в межконтинентальном финале вновь уступила команде США со счётом 2:3.

После этого фон Крамм принял решение полностью сосредоточиться на личной карьере. После победы на "Ролан Гаррос"-1934 Готфрид громко заявил о себе, а уже в следующем сезоне стал считаться вторым по силе теннисистом в мире. Дело в том, что в те годы авторитет Фреда Перри был неоспорим (везде, кроме его родины).

Уимблдон-1935



Американец Дон Бадж, которому лишь недавно исполнилось двадцать лет, только что обыграл вторую ракетку Великобритании Генри Уилфреда Остина в четвертьфинале Уимблдона-1935 и готовился к встрече с немцем, бароном Готфридом фон Краммом.

В свои 26 лет Готфрид уже был некой теннисной легендой. Он стал триумфатором Чемпионата Франции годом ранее и наряду с британцем Фредом Перри считался фаворитом всех "мэйджоров". Фон Крамм был чрезвычайно одарённым игроком, который обладал мощнейшей подачей и безупречными плоскими ударами.

Тридцатые годы прошлого века были периодом тотального доминирования Готфрида и Фреда. Рекорд немца, который одержал 82 победы в 102 матчах Кубка Дэвиса, занимает четвёртое место в списке результатов соревнований. С 1934 по 1937 годы барон восемь раз играл на турнирах "Большого шлема" и семь раз выходил в финал, дважды став чемпионом.

Трижды фон Крамм проигрывал Фреду Перри, что позволило Дону Баджу сказать: "Готфрид был самым невезучим из сильных игроков, которых я знал".

1

После поздравления Баджа с победой в четвертьфинале Фон Крамм отвёл того в сторону и сказал: "Дон, сегодня вы проявили себя не с лучшей стороны как спортсмен".

Бадж был изумлён. Барон всегда считался смотрителем теннисного этикета, и Дон, как и большинство игроков, старался подражать ему. Американец не мог даже представить, что он сделал не так. "Вы помните", - продолжил фон Крамм, - "что когда лайнсмен (судья на линии – прим. GoTennis.ru) несправедливо сообщил, что Остин не попал в корт, вы специально допустили двойную ошибку, чтобы исправить это решение?" Бадж помнил. Подобная практика была широко распространена в том время, когда теннисисты предпочитали не оспаривать решения арбитров.

Удивлённый Бадж спросил, в чём же его ошибка. "Вы должны понимать, Дон", - отметил Готфрид, - "что, сделав это, вы опозорили лайнсмена на глазах пятнадцати тысяч зрителей. Это просто невообразимо".

"После этого я позволял судьям принимать решение об ошибках, а сам отвечал только за своё поведение", - вспоминал Бадж.

В полуфинале соревнований немец не только преподал американцу урок этикета, но и показал тому, как должен действовать настоящий чемпион. В стартовой партии Дон победил со счётом 6/4 и в целом выглядел более активным. Однако, Готфриду удалось изменить свою тактику и довести матч до победы - 4/6, 6/4, 6/3, 6/2.



Тем не менее, в финальном поединке фон Крамм подтвердил, что высказывание Баджа о невезении имеет место - немец уступил Фреду Перри в трёх сетах - 2/6, 4/6, 4/6.

Лучший матч в истории

1

В книге американского историка тенниса Маршалла Джона Фишера решающий одиночный поединок интерзонального финала Кубка Дэвиса-1937 между Готфридом фон Краммом и Доном Баджем назван лучшим матчем в истории. 

Встреча описывалась журналистами, как противостояние лучшего теннисиста в мире Баджа и немецкого "золотого мальчика" фон Крамма и впоследствии называлась историей о том, как спорт способен взять верх над всеми историческими и политическими неприятностями.

На кону стоял выход в финал соревнований и встреча с действующим чемпионом, сборной Великобритании. В те годы Кубок Дэвиса считался самым престижным турниром в мире, включая "мэйджоры".

Маршалл Джон Фишер писал, что капитан команды США Уолтер Пэйт опасался того, что Дон Бадж не сможет адекватно подготовиться к матчу после победы над фон Краммом на Уимблдоне.

В 1937 году на кону стояла спортивная слава двух великих государств, однако Фишер отмечает, что для Дона и Готфрида это было лишь очередным витком их знаменитого противостояния.

"Дело было не только в качестве тенниса, но и в глобальной предыстории, которая сопровождала данную встречу: политический фон, история поединков между фон Краммом и Баджем. Эти факторы сделали интерзональный финал Кубка Дэвиса самым запоминающимся матчем из всех", - писал в 2010 году Фишер.

Тогда как Бадж играл за спортивную честь своей страны, выступление фон Крамма во многом было связано с его борьбой за собственную жизнь из-за преследований со стороны нацистов.

Любимчик публики Дон всегда мог рассчитывать по поддержку государства и болельщиков, а Готфрид отказался вступить в нацистскую партию, оказывал помощь немецким евреям и скрывал секрет о своей сексуальной ориентации.

1

Стратегией фон Крамма было просто продолжать побеждать, надеясь, что постоянные успехи станут для него щитом от преследования со стороны государственных властей. Впоследствии Бадж вспоминал, что за пять минут до начала поединка Готфрид принял личный звонок от Адольфа Гитлера. Однако, содержание разговора так и осталось неизвестным.

Ироничным фактом является то, что фон Крамма и всю немецкую команду тренировал американский теннисист Билл Тилден, бывший десятикратный чемпион турниров "Большого шлема", который был близким другом многих голливудских звёзд и гомосексуалистом.

Несмотря на недавнее поражение в финале Уимблдонского турнира, Готфрид победил в двух стартовых партиях со счётом 8/6, 7/5.

Позже Бадж отмечал, что данный результат его вовсе не удивил, потому что он знал, за что борется фон Крамм.

Однако, сам Дон также обладал сильным характером и сумел перехватить инициативу, одержав победу в следующих двух сетах - 6/4, 6/2. "Он был великим игроком и настоящим чемпионом. В любом смысле этого слова", - писал Фишер.

Фон Крамм считался специалистом по решающим партиям и быстро захватил лидерство, выйдя вперёд со счётом 4/1. После этого Бадж изменил тактику и стал чаще пробивать ближе к задней линии.

Спустя несколько лет Великобритания вступит в войну с Германией, но в тот день большинство болельщиков на трибунах Центрального корта Уимблдона поддерживали именно Готфрида.

Однако, шум зрителей не отвлёк невозмутимого американца. Он невообразимым образом вырвал матч-пойнт при счёте 6/7 на подаче фон Крамма и нанёс решающий удар, практически нырнув в корт. Это и принесло Баджу победу после двух с половиной часов напряжённого обмена подачами.

Реакцией болельщиков было поражённое молчание. Спортсмены пожали друг другу руки практически в полной тишине. 

В момент выхода к сетке, спокойный Готфрид сказал Дону: "Определённо, это был лучший матч, участником которого я когда-либо становился. Для меня было честью противостоять Вам. Вы - мой любимый теннисист".

Тюремное заключение



В 1937 году фон Крамм в дуэте с Хенкелем стал чемпионом Первенства США в парном разряде. Из Форрест-Хиллс барон отправился в Чикаго, а оттуда - в Лос-Анджелес, для участия в соревнованиях Pacific Southwest Tournament.

В Лос-Анджелесе произошёл довольно неприятный инцидент. На турнире должна была пройти антинацистская акции, организованная американским актёром Граучо Марксом. Участники движения должны были демонстративно покинуть трибуны, когда Готфрид выйдет на корт. Однако, когда фон Крамм вышел на арену для разминки, все зрители остались на своих местах. Впоследствии Маркс отмечал: "Когда я увидел фон Крамма, мне стало стыдно за мои планы. Я просто не мог уйти".

Из Лос-Анджелеса фон Крамм и Хенкель отправились в Японию. В Токио Готфрида попросили произнести речь, посвящённую его победе на Чемпионате США, и немец намеренно исключил из выступления все упоминания Гитлера. Спустя несколько недель, на выставочном турнире в Австралии фон Крамм критически отзывался о правительстве Германии, называя его бесчеловечным. "Он был честным человеком, который любил родину, но ненавидел нацизм", - вспоминал Бадж.

1
Готфрид фон Крамм и Адольф Гитлер

Подобные выступления Готфрида не нравились тоталитарному режиму. Вскоре известие о "предательстве" фон Крамма достигло Берлина (вполне вероятно, что доносчиком выступил Хенкель, который довольно рано вступил в партию Гитлера). Игроки вернулись в Берлин 4 марта 1938 года и узнали, что все чествования их успеха запрещены. Фон Крамм отправился в фамильный замок, чтобы повидаться с матерью, а уже следующим утром слуга сообщил Готфриду, что его хотят видеть "двое господ из правительства".

"Господами" оказались агенты гестапо, и барон был арестован. Готфрид оказался в берлинской тюрьме Моабит по обвинению в "сексуальном преступлении" - гомосексуальной связи с евреем. Кроме того, в вину фон Крамму вменялось поддержка еврейского населения Германии.

После того, как Готфрид признал справедливость всех обвинений, он был приговорён к году заключения в берлинской тюрьме Lehrterstrasse. В немецкой прессе не было упоминаний о судебном процессе. 
Статью, посвящённую судьбе фон Крамма опубликовала, однако американская газета The New York Times. 

Это вызвало широкий общественный резонанс и привело к тому, что лидеры многих государств и спортсмены потребовали освобождения Готфрида. Дон Бадж даже написал личное письмо Гитлеру с просьбой помиловать друга.

Это возымело свой эффект, и спустя полгода фон Крамм вышел на свободу.

Готфрид переехал в Швецию, куда его пригласил король Густав V. В следующем году он выступал под шведским флагом, но не был допущен к участию в Уимблдонском турнире из-за судимости.

1
Готфрид фон Крамм и Густав V

После начала Второй мировой войны Готфрид вернулся на родину, где был призван рядовым в действующую армию. В 1942 году он принимал участие в боях и был госпитализирован с обморожением обеих ног. 
После получения Железного креста Готфрид был уволен из армии за измену. Впоследствии племянник фон Крамма рассказал, что тот подозревался в сотрудничестве с врагом и был связан с антифашистским подпольем.

Отношение к теннису

"Когда в юные годы я принял решение стать теннисистом", - приводит слова фон Крамма американское издание Sports Illustrated, - "я сделал это, потому что всегда хотел быть частью данного спорта джентльменов. Поэтому и старался играть так, чтобы меня нельзя было обвинить в неискренности".

1

"Никогда не обманывал соперников с тех пор, как взял в руки свою первую ракетку. Вы думаете, я бы мог спокойно спать, если бы в том матче 1935 года не признался, что коснулся мяча? Никогда! Это нарушило бы все мои жизненные принципы и те базисы, на которых строится весь спорт. Возможно, как сказал наш капитан, я и опозорил национальную сборную, потому что не смог победить. Но я не очернил своего имени. Надеюсь, что мне это зачтётся", - отмечал Готфрид.

После завершения карьеры

После окончания войны фон Крамм вернулся в Берлин, где основал собственный теннисный клуб. В 1955 году он женился во второй раз, но в 1960 году вновь развёлся. В ноябре 1976 года Готфрид попал в автокатастрофу на дороге между Каиром и Александрией. Барон скончался мгновенно.

Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке