Первые леди тенниса. Линдсэй Дэвенпорт
Девятая часть цикла очерков о теннисистках, становившихся первыми ракетками мира. О великих противостояниях и легендарных матчах, об одиночном и парном разрядах, и даже немного о волейболе - в проекте "Первые леди тенниса".
Конец 1997 года. Юная швейцарка Мартина Хингис закончила свой феерический сезон, в котором только один матч отделил её от оформления "Большого шлема". В размышлениях экспертов по поводу будущего женского тенниса и потенциальных - нет, не соперниц - соискательниц второго места значатся столь же юные сёстры Уильямс, хорватка Мирьяна Лючич, Кара Блэк из Зимбабве, россиянка Анна Курникова.
Мало кто может предположить, что в ближайшие годы самой грозной соперницей для Swiss Miss станут вовсе не они, а мощная, но скромная американка Линдсэй Дэвенпорт. В Линдсэй верили, но суперзвёздное будущее не предсказывали. Даже в родной Америке. Что лишний раз демонстрирует - нет пророка в своём отечестве.
Будущая звезда тенниса родилась 8 июня 1976 года в калифорнийском городке Палос-Вердес. Как водится, в спортивной семье - отец Линдсэй, Уинтроп Дэвенпорт, более известный под прозвищем "Уинк", был известным волейболистом, и даже выступал за сборную США на Олимпиаде 1968 года в Мехико.
Не лучшим образом, кстати, выступил. Сборная США на старте олимпийского турнира неожиданно обыграла будущих чемпионов - команду СССР, но слишком рано поверила в свои силы. Для советских волейболистов поражение от американцев стало единственным на турнире, а команда США в итоге заняла только седьмое место из десяти возможных.
В любом случае, спортсменом Уинк Дэвенпорт был известным. И свою дочь тоже первоначально пытался приучить к волейболу. Благо, рост позволял - с годами Линдсэй выросла до 189 сантиметров и является самой высокой из всех теннисисток, когда-либо становившихся первыми ракетками мира (на втором месте, к слову, идёт наша Мария Шарапова - её рост 188 сантиметров).
Однако Калифорния с её тёплым климатом всегда была одним из главных оазисов американского тенниса. Неудивительно, что маленькая Линдсэй всё чаще предпочитала волейбольной сетке другую сетку, расположенную гораздо ниже. Папа Уинк и мама Энн быстро поняли, что их дочка проявляет недюжинный талант в теннисе и отправили её учиться игре. Судьба будущей чемпионки оказалась предрешена.
На профессиональном уровне Линдсэй дебютировала ещё в 1991 году, в возрасте пятнадцати лет, но официально перешла в профессионалы она только двумя годами позже. Рывок оказался стремительным - уже в мае 1993 года Дэвенпорт выиграла свой первый турнир WTA (в Цюрихе), а завершила сезон на двадцатой строчке в мировом рейтинге.
В следующем сезоне вертикальный взлёт Линдсэй продолжился. Она дошла до четвертьфинала на Australian Open и Уимблдоне, выиграла ещё два турнира и закончила год в ранге шестой ракетки мира. Но на этом чудеса не закончились - на Итоговом чемпионате WTA в Нью-Йорке американка последовательно победила Анке Хубер, Яну Новотну и Мари Пирс, дошла до финала, но уступила Габриэле Сабатини.
Эксперт отмечали физическую мощь Дэвенпорт, её одновременно точные и сильные удары, невероятно стабильную подачу, но при этом было видно, что ей явно не хватает скорости. В следующем, 1995, году в Тур вернулась Моника Селеш и конкуренция в женском теннисе значительно обострилась. Это сказалось и на Линдсэй, которая по итогам сезона покинула Топ-десятку.
Зато 1996 год стал для американки поистине золотым. За прошедший сезон спортсменка серьёзно поработала и над своей формой (сбросив более пятнадцати килограммов), и над психологической устойчивостью. Та самая "железная леди", которая позже наводила ужас на почти всех теннисисток планеты, ковала свой характер именно в середине девяностых.
А пока что она стала "золотой леди", триумфально выиграв Олимпийский турнир в Атланте. В финале была повержена испанка Аранта Санчес-Викарио, а в семье Дэвенпорт всё-таки появилась олимпийская медаль.
Можно было ожидать прогресса и на следующий год, но в сезоне-97 на всех устах была только одна теннисистка - Мартина Хингис. Для Дэвенпорт сезон запомнился первым в карьере выходом в полуфинал "мэйджора" - на US Open она в двух сетах проиграла именно Мартине. А ещё Линдсэй преуспела в парном разряде - выиграла US Open (свой второй из трёх "мэйджоров" в паре) и стала лидером парного рейтинга WTA.
Новый сезон начался для Дэвенпорт поражениями в полуфиналах Australian Open и "Ролан Гаррос", четвертьфиналом Уимблдона, а продолжился блистательной победой на US Open. К тому времени американка была уже второй ракеткой мира и считалась одной из главных претенденток на титул. В четвёртом круге она взяла у Натали Тозья реванш за недавнее поражение на Уимблдоне, а затем переиграла миниатюрную Аманду Кётцер и рослую Винус Уильямс.
Финал против Мартины Хингис стал для Линдсэй просто судьбоносным. Она доказала всему миру, и прежде всего - себе, что может сражаться со швейцаркой и побеждать её. И действительно, через полтора месяца Линдсэй победила Винус Уильямс в финале Цюриха (по иронии судьбы, именно там пять лет назад Дэвенпорт завоевала свой первый титул WTA), а на следующий день стала первой ракеткой мира, не уступив лидерство до самого конца года.
Хингис частично взяла реванш в парном разряде, завоевав в том сезоне "Большой шлем", причём в каждом из финалов в проигравшей паре была именно Дэвенпорт. Однако парный теннис был Линдсэй уже не столь интересен - она вышла на орбиту суперзвёзд.
Следующие три сезона ознаменовались непрерывной и бескомпромиссной борьбой Хингис и Дэвенпорт. При этом 1999 и 2000 годы прошли больше под диктовку швейцарской теннисистки, завершавшей сезон на первой строчке, а 2001 год остался за Линдсэй. Американка выиграла Уимблдон-1999 (обыграв в финале саму Штеффи Граф), а в финале Australian Open-2000 прервала трёхлетнюю гегемонию Хингис. Ещё в двух финалах 2000 года (Уимблдон и US Open) Линдсэй останавливала повзрослевшая Винус Уильямс.
Со временем, однако, Дэвенпорт постепенно стала терять былой уровень. В 2002 году она из-за травмы пропустила почти весь сезон, закончив год на двенадцатом месте (вне Топ-десятки впервые за семь лет). Через год она была уже пятой ракеткой мира, но в мировом теннисе лидировали уже совсем другие спортсменки.
Но Линдсэй не сдавалась. Да, ей было уже под тридцать, но это вовсе не расценивалось как повод сдаваться на милость молодых соперниц. В 2004 году американка провела великолепный сезон и 18 октября вернула себе первую строчку мирового рейтинга. Лидерство Дэвенпорт продолжалось 44 недели, пока в августе 2005 года её не потеснила Мария Шарапова.
Этому предшествовал великолепный Уимблдон, где Линдсэй на пару со старшей Уильямс провели самый длинный женский финал "мэйджора" в истории. Дэвенпорт выиграла первый сет, на тай-брейке уступила во втором, а в решающей партии, ведя со счётом 4/2, получила травму спины, но решила продолжать поединок.
Безусловно, Винус провела великий матч, но кто знает, как обернулись бы события, не будь у Линдсэй той травмы? Третья партия осталась за Уильямс - 9/7, а Линдсэй пришлось просто поздравить соперницу. Что она и сделала с присущими уважением и достоинством.
Концовка 2005 года прошла в борьбе Дэвенпорт и Шараповой, но более опытная американка смогла оставить за собой первенство по итогам сезона. Когда в январе 2006 года Ким Клийстерс окончательно сместила Линдсэй с теннисного трона, на счету американки значилось 98 недель лидерства.
Сейчас по этому показателю Дэвенпорт занимает седьмое место в истории, но есть ещё одна категория, в которой современным теннисисткам трудно поспорить с Линдсэй. Американка восемь раз возвращалась на первую строчку мирового рейтинга, уступая по этому показателю только троице великих - Крис Эверт, Мартине Навратиловой и Штеффи Граф.
Думается. Линдсэй могла бы и превзойти трёх легенд в этой категории, но с 2006 года её больше интересовали уже совсем другие дела. В четвертьфинале турнира в Пекине она впервые за десять очных встреч проиграла Амели Моресмо, но ничуть не расстроилась от этого, объявив, что временно покидает Тур по причине беременности.
В 2007 году, родив сына Джаггера Джонатана, Линдсэй вернулась, выиграв после возвращения ещё четыре турнира. Последний раз в карьере она победила в марте 2008 года на турнире в Мемфисе. Это был 55-й титул Дэвенпорт в одиночном разряде.
С 2009 года Линдсэй в "одиночке" не выступала. Она периодически играла в парном и смешанном разряде, демонстрируя вполне приличный теннис, особенно как для своего возраста. В 2009 году она родила мужу, банкиру и бывшему полупрофессиональному теннисисту Джонатану Личу, второго ребёнка - дочь Лорен Эндрюс, а несколько месяцев назад в семье появился и третий ребёнок – ещё одна дочь, по имени Кайя Эмори.
Периодически Линдсэй выступает на турнирах ветеранов вместе со своей давней соперницей Мартиной Хингис. Выступает просто здорово - по крайней мере, в прошлом сезоне дуэту покорились ветеранские титулы на "Ролан Гаррос" и Уимблдоне.
Великая теннисистка стала образцовой домохозяйкой и заботливой матерью. В годы, когда устои былых идеалов всё больше расшатываются под напором времени, Линдсэй Дэвенпорт выглядит классическим примером "Великой американской мечты". Пока американская земля даёт миру таких людей, как Линдсэй, ценителям традиций не стоит беспокоиться за будущее.