Они были первыми. Патрик Рафтер
Продолжаем цикл очерков о теннисистах, становившихся первыми ракетками мира. О парадоксах австралийского тенниса, "тёмных лошадках" и сенсационных победах, а также о самом коротком пребывании на вершине - в семнадцатой части проекта "Они были первыми".
Австралия почти всегда была одной из ведущих стран в мировом мужском теннисе, а в шестидесятые годы доминирование игроков с Зелёного континента принимало просто угрожающий размах. Кен Роузуолл, Род Лэйвер, Рой Эмерсон, Джон Ньюкомб, Тони Роч - вот только краткий перечень грозных австралийцев, ставших "золотым фондом" национального тенниса.
Однако прошли годы, и Австралия потеряла ведущие позиции в мировом теннисе. На смену легендам приходили добротные игроки, не хватавшие звёзд с неба. Такие, как Патрик Рафтер. Поправка - как Патрик Рафтер в начале своей карьеры.
Пэт родился в маленьком городке Маунт-Айза в штате Квинсленд на севере Австралии и поначалу мало что могло свидетельствовать, что паренёк когда-нибудь станет одним из лидеров мирового тенниса, национальным героем. Он спокойно и размеренно поднимался по лестнице своей карьеры, переходя из одной возрастной категории в другую.
Как и подавляющее большинство австралийских игроков, Патрик был активным приверженцем стиля "serve-and-volley", благо ни подачей, ни скоростью реакции природа его не обделила. В 1991 году Рафтер перешёл в профессионалы, и... нет, никакого взлёта не последовало. Первые два с половиной года своей карьеры Патрик упорно, но не совсем удачно карабкался к вершинам.
К двадцати годам Рафтер взобрался на высоту первой сотни рейтинга АТР, а в июне девяносто четвёртого, когда ему был двадцать один год, обыграл Уэйна Феррейру в финале турнира в Манчестере. Разумеется, на траве. Через месяц Патрик впервые в жизни вошёл в Топ-двадцатку, и... побалансировав на её грани, откатился назад, в район второй полусотни. Австралийское теннисное сообщество повесило на него ярлык "добротный середнячок" и переключилось на ожидание великих свершений от нового вундеркинда - Марка Филиппуссиса.
Прорыв, вполне возможно, неожиданный и для самого Патрика, наступил в 1997 году. Причём, прорыв в самом неподходящем для реактивного "сеточника" месте - на красном грунте "Ролан Гаррос".
Тот турнир вообще вошёл в историю, как довольно странный - начиная от взявшегося непонятно откуда победителя, Густаво Куэртена, и заканчивая адептом "serve-and-volley" в полуфинале. Правда, Рафтеру повезло. Ему преимущественно попадались такие же "сеточники", как и он сам. Рихард Крайчек, Марк Вудфорд... разве что испанец Гало Бланко в четвертьфинале, но к тому времени Патрик уже наловчился играть на грунте.
В полуфинальном матче с блистательным Серхи Бругерой австралиец даже ухитрился взять первый сет и отчаянно боролся в третьем и четвёртом. Не помогло. Сказался опыт и класс испанца, прошедшего в очередной финал "Ролан Гаррос", чтобы там сенсационно уступить Куэртену. А Рафтер поднялся на семнадцатую строчку рейтинга АТР, и... уже не опускался.
На Уимблдоне того сезона Пэт дошёл до четвёртого круга, проиграв другому представителю легендарных "Вудисов", Марку Вудбриджу (который в 1997 году был чудо как хорош - лишь в полуфинале его рейд остановил великий Сампрас). К US Open австралиец подходил тринадцатым номером посева и репутацией "тёмной лошадки".
Первых трёх соперников: Андрея Медведева, Магнуса Нормана и Лионеля Ру, Патрик прошёл в трёх сетах, испытав проблемы только с украинцем. В четвёртом круге его ожидал Андре Агасси, и все решили, что дело здесь и закончится. Не тут-то было! Четыре партии понадобилось Рафтеру, чтобы доказать преимущество "serve-and-volley" перед игрой с задней линии в одном конкретно взятом матче. Четыре партии, чтобы во второй раз в жизни выйти в четвертьфинал "мэйджора".
А там, в четвертьфинале, была не такая уж и грозная компания. По крайней мере, по именам. Очередного Магнуса - Нормана, австралиец снова переиграл в трёх сетах. В полуфинале ему противостояла последняя надежда Америки - Майкл Чанг.
Все специалисты в один голос заявляли - для того, чтобы стать суперзвездой, Майклу не хватает одного - пары десятков сантиметров роста. Что значит мощная подача и преимущество в силе на хардовом покрытии, Чанг в очередной раз убедился в полуфинале. Однако и сам Патрик выдал совершенно изумительное шоу, успевая ко всем мячам и феерически играя у сетки. Второй номер рейтинга не смог взять ни одного сета, и Рафтер совершенно неожиданно (для всех и, наверное, для себя самого) вышел в финал.
Решающий матч превратился в канонаду, ведь соперником Патрика был рекордсмен по скорости подачи Грег Руседски. Впрочем, одними эйсами "мэйджоры" не выигрываются, что блистательно и доказал Рафтер. Очередной отличный матч - и австралиец поднимает над головой заветный трофей! Это был всего второй его титул в карьере...
Двухнедельный марафон US Open Патрик закончил третьей ракеткой мира, а подтянувшись в конце сезона (вышел в финал Итогового чемпионата АТР, где проиграл Сампрасу), австралиец смог обойти Чанга и завершить год на втором месте в классификации. Напомним, сезон он начал шестьдесят третьей ракеткой мира. Совсем недавно Петру Квитову за существенно меньший (в цифрах) прогресс назвали главной претенденткой на теннисный трон.
Однако, сравнивать Рафтера и Квитову не стоит хотя бы по одной причине. А именно - личность игрока, занимавшего первое место. У Патрика это бы Пит Сампрас, у Петры - Каролин Возняцки. Как говорилось в знаменитой рекламе, "почувствуйте разницу!" Тем более, сам великий Пит порой недооценивал своего нового оппонента, назвав его в 1997 году "чудом одного турнира".
То, что на сей раз Сампрас ошибался, Рафтер доказал летом 1998 года. Он последовательно выиграл "Мастерсы" в Торонто (в финале победил Рихарда Крайчека) и в Цинциннати (обыграл как раз Сампраса) и турнир в Лонг-Айленде. К защите своего титула австралиец подошёл с максимальной ответственностью и, пожалуй, именно он считался фаворитом на Flushing Meadows.
Впрочем, защита чуть было не провалилась на самом старте, когда марокканец Хишам Арази выиграл у Рафтера два стартовых сета. Однако Патрик смог собраться, и далее выиграл девять партий подряд. Набравшего ход австралийца не смогли остановить ни Горан Иванишевич в четвёртом круге, ни Йонас Бьоркман в четвертьфинале. В полуфинале ожидала очередная встреча с Сампрасом.
Шикарная пятисетовая битва стала подлинным украшением турнира, и Патрик снова доказал Питу, как тот был неправ. Проигрывая 1:2 по партиям, австралиец нашёл силы переломить игру и всё-таки вышел в свой второй подряд финал US Open.
Решающий матч заставил австралийских болельщиков со стажем ностальгически вспомнить славные шестидесятые, когда в битве за трофей сходилось два представителя Зелёного континента. И снова сопернику Рафтера, тому самому Марку Филиппуссису, не удалось предъявить земляку никаких серьёзных контраргументов, кроме могучей подачи. Показательным стал последний, четвёртый сет, который Пэт выиграл "всухую", а всего за матч он сделал всего пять невынужденных ошибок. Вот теперь Рафтера окончательно записали в герои нации.
Парадоксально, но свой самый удачный в плане трофеев сезон Патрик завершил "всего" четвёртой ракеткой мира. Зато впереди, в 1999 году, у Рафтера было самое главное достижение в карьере.
Последующие успехи Патрика были тесно связаны с Уимблдоном, где он трижды подряд сходился в полуфинальных схватках с Андре Агасси. В первой из них победу праздновал более опытный Андре. Это был тот самый скандальный Уимблдон, когда Сампрас, выиграв турнир, на следующий день скатился с первого места в рейтинге АТР на третье, пропустив вперёд и Рафтера, и Агасси.
Впрочем, царствование Андре продолжалось недолго. Он не смог защитить прошлогодние победы на турнирах в Вашингтоне и Лос-Анджелесе и 26 июля 1999 года первой ракеткой мира стал Патрик Рафтер. Последний раз представитель Австралии возглавлял рейтинг ровно двадцать пять лет назад. Тогда это был легендарный Джон Ньюкомб.
К сожалению, сумасшедшая плотность на вершине рейтинга АТР делала роковой любую, даже самую малую, неудачу. Патрик не смог защитить свой титул в Канаде, проиграв Николасу Киферу в четвертьфинале, и уже через неделю на трон вернулся Сампрас. До сих пор "правление" Рафтера остаётся самым коротким в истории мужского тенниса. Мало? Скажите это Майклу Чангу, Гильермо Виласу и Горану Иванишевичу. Энди Маррею тоже можете сказать, авансом.
После своего звёздного часа Рафтер ещё дважды мог выиграть турнир "Большого шлема". В 2000 году он в пяти сетах сокрушил в полуфинале Агасси и имел шансы остановить победную поступь Сампраса, однако не смог выиграть второй тай-брейк подряд. А поведи австралиец 2:0 по партиям - и кто знает, что бы тогда случилось?
Через год Сампраса на пути уже не было (постарался юный Роджер Федерер) и Рафтер, снова в пяти партиях одолев Агасси, считался безоговорочным фаворитом финала. Тем более, его соперник был сто двадцать пятой ракеткой мира. Правда, звали соперника Горан Иванишевич, и это был его четвёртый, последний в карьере, финал Уимблдона. В такой день хорват просто не мог проиграть. Битва великих "сеточников" длилась пять партий и закончилась долгожданной победой Горана.
Последний свой титул в АТР-Туре Рафтер выиграл через полтора месяца, победив в Индианаполисе Густаво Куэртена. А ещё через год австралиец принял решение закончить карьеру. Ушёл, так и не дождавшись победы в Кубке Дэвиса, который Австралия выиграла ровно через год. Впрочем, на счету Патрика остались два финала и розыгрыш 1999 года, когда он играл на ранних стадиях, но пропустил решающий матч против французов.
После окончания карьеры Рафтер долгое время просто отдыхал от тенниса и наслаждался спокойной жизнью. Он основал свой благотворительный фонд, периодически поигрывал в австралийский футбол (любопытная помесь регби и футбола американского) в сиднейской лиге. В 2002 году его, в ознаменование заслуг перед игрой, выбрали "Австралийцем года". Единственным представителем тенниса, получавшим когда-либо эту награду до Рафтера, была в 1971 году Эвонн Гулагонг. Ни Лэйвер, ни Эмерсон, ни Роузуолл, ни Ньюкомб такой награды не удостаивались.
В 2004 году Рафтер женился на своей давней подруге Ларе. Сейчас у них уже двое детей. Впрочем, долго жить тихой семейной жизнью Патрику не довелось. Уже через несколько лет теннисиста снова позвала Родина - выполнять новый долг.
В октябре 2010 года Рафтер стал новым капитаном сборной Австралии в Кубке Дэвиса. И хотя первый сезон для переживающей болезненную смену поколений команды вышел комом, её капитан полон оптимизма и надеется, что новое поколение игроков принесёт Зелёному континенту новые трофеи. Ведь именно Патрик Рафтер лучше многих знает цену словам "тише едешь - дальше будешь".