Они были первыми. Евгений Кафельников
Продолжаем цикл очерков о теннисистах, становившихся первыми ракетками мира. О первом для России обладателе титула "Большого шлема", первом лидере мирового рейтинга и первой победе в Кубке Дэвиса – в шестнадцатой части проекта "Они были первыми".
"Пушкин - наше всё". Знаменитая фраза Аполлона Григорьева за полтора века после того, как она впервые прозвучала, успела истрепаться от частого употребления. Ярлык "наше всё" вешали на многих людей, некоторые из которых вовсе были недостойны такого определения. Впрочем, в девяностые годы российские теннисные болельщики вполне могли сказать - "Кафельников - наше всё!"
И ведь на самом деле, Евгений Кафельников сделал так много для развития популярности тенниса в России, что впору было на него молиться. В годы, когда о будущем величии женского тенниса в России догадаться можно было, только обладая пророческим талантом, не уступающим Нострадамусу, когда страна радовалась успехам Андрея Черкасова, с замиранием сердца следила за героическими подвигами Андрея Чеснокова - даже тогда болельщики понимали - Черкасов и Чесноков - пока ещё не ровня мировым лидерам.
Стране, которая ещё не успела серьёзно "заболеть" теннисом, нужен был свой кумир, способный на равных бороться с Сампрасом, Агасси и Мустером. И она его получила в лице Евгения Кафельникова.
Уроженец Сочи начал профессиональную карьеру в 1992 году, когда ушёл из большого спорта великий Джон Макинрой. Можно сказать, что россиянин принял эстафету у легендарного "Младшего" - ведь после Макинроя никто из первых ракеток мира не был настолько успешен в парном разряде, как Кафельников. На счету Евгения - четыре титула "Большого шлема" в парном разряде - в два раза больше, чем в одиночном. В марте 1998 года он стал четвёртой ракеткой мира в паре - достижение просто немыслимое для современных лидеров мужского тенниса.
В 1994 году двадцатилетний Кафельников выиграл свои первые титулы АТР - в Аделаиде он переиграл соотечественника Александра Волкова, а в Копенгагене - чеха Даниэля Вацека. Через несколько лет Вацек станет партнёром Евгения в парном разряде, образовав очень успешный дуэт.
Тот сезон россиянин закончил одиннадцатой ракеткой мира, а уже в феврале 1995 года вышел на восьмое место в мировой классификации. "Почему это важно?" - спросите вы. Например, потому что раньше ни один наш теннисист не поднимался выше. Лучшим было девятое место Андрея Чеснокова в 1991 году. Теперь дело было за большими победами.
Кафельников был универсальным игроком, но наибольших успехов добился, конечно же, на грунте. В 1995 году у российских болельщиков теплилась надежда, что Евгений станет первым в истории нашего тенниса чемпионом турнира "Большого шлема" - уж больно хорошо выглядел Кафельников на "Ролан Гаррос". Он обыграл Корретху и Агасси, но чтобы справиться с Томасом Мустером на грунте в 1995 году, нужно было поймать просто божественное вдохновение. Евгению не повезло - Мустер уверенно его переиграл и проследовал дальше, к титулу.
Но Кафельников уже вошёл во вкус больших турниров. В 1996 году он только в четвертьфинале уступил будущему чемпиону Australian Open Борису Беккеру, а затем... Затем был тот самый "Ролан Гаррос".
Евгений без особых проблем двигался по турнирной сетке, не отдавая соперникам ни одного сета. Гало Бланко, Томас Йоханссон, Феликс Мантилья, Франсиско Клавет - всё это было замечательно, но ведь параллельным курсом столь же уверенно шёл грозный Мустер. Пускай их с Евгением пути должны были пересечься только в полуфинале, но всё же болельщики беспокоились...
И какой же царский подарок преподнёс нам, российским болельщикам в четвёртом круге австриец Томас Мустер! Четыре сета - и грозный австриец отправился отдыхать, а турнир должен был получить нового чемпиона. В четвертьфинале Кафельников всё-таки отдал один сет Рихарду Крайчеку, а в полуфинале стал очередной Немезидой парижского грунта для Пита Сампраса. Великий американец смог продержаться достойно только первую партию.
В финале ждал всё тот же Штих. Матч получился невероятно упорным - немец никак не хотел делать России ещё один подарок. Впрочем, и не надо - Кафельников отлично провёл решающий матч - хотя два из трёх сетов и завершились на тай-брейке, но чемпионский трофей оттого стал ещё более ценным.
Параллельно Кафельников вместе с Вацеком выиграл и парный титул "Ролан Гаррос", став последним игроком, которому удавалось подобное на турнирах "Большого шлема". Триумфальный сезон россиянин закончил третьей ракеткой мира.
Следующие два года стали для Евгения не самыми удачными. Он выступал на стабильно высоком уровне, но серьёзных побед не одерживал. Исключением стал, разве что, выход в финал Итогового чемпионата АТР в 1997 году, где Кафельников пал жертвой Пита Сампраса. Что же касается рейтинга, то в 1998 году он даже периодически покидал первую десятку.
Прорыв состоялся в 1999 году. Начав год десятой ракеткой мира, Кафельников с ходу рванулся к вершине, выиграв Australian Oрen. По пути к своему второму "мэйджору" Евгению приходилось испытывать серьёзнейшее сопротивление. Джейсон Столтенберг во втором круге и Андрей Павел в четвёртом сдались только по итогам пяти сетов, а Джим Курье в третьем раунде капитулировал по ходу четвёртой партии.
Дальше, как ни странно, было легче. Кафельников в трёх сетах обыграл Тодда Мартина и Томми Хааса, а в финале, проиграв Томасу Йоханссону первый сет, спокойно взял следующие три. Браво! Есть второй титул "Большого шлема"!
В середине февраля 1999 года Кафельников впервые в карьере стал второй ракеткой мира и всерьёз замахнулся на шатавшийся под Сампрасом трон. Он мог бы стать первой ракеткой мира несколькими неделями ранее, но в Индиан-Уэллсе оступился синхронно с Сампрасом и Корретхой, позволив взойти на вершину Карлосу Мойе. Впрочем, заветная первая строчка никуда от него не ушла - 3 мая 1999 года Евгений Кафельников стал первым россиянином в ранге первой ракетки мира.
Почётное звание Кафельников потерял по итогам "Ролан Гаррос", когда сенсационно уступил уже во втором круге словаку Доминику Хрбаты. На вершине он смог продержаться шесть недель. После этого для прошедшего свой пик россиянина начались долгие годы стабильности в первой десятке рейтинга.
Впрочем, нет. Был ещё один ярчайший момент, когда мы снова вспомнили, что "Кафельников - наше всё". Олимпиада в Сиднее, где первым номером посева был гениальный и неповторимый Марат Сафин, а выиграл как раз другой россиянин.
Кафельников поочерёдно обыграл костариканца Хуана Антонио Марина, Хуана Игнасио Челу, Марка Филиппуссиса. В четвертьфинале он взял реванш у своего давнего обидчика Густаво Куэртена, а в полуфинале переиграл француза Арно Ди Паскуале. Оставался один матч - против немца Томми Хааса, и в невероятном по накалу пятисетовом поединке Евгений завоевал золотую медаль Олимпиады!
В безвременье между эпохами Сампраса и Федерера россиянин был одним из немногих островков стабильности в бурном океане мужского тенниса. В тридцатилетнем возрасте он несколько недель провёл в ранге третьей ракетки мира, что само по себе весьма почётно. А в октябре 2002 года Кафельников последний раз "отметился" в Топ-десятке.
Для идеального завершения карьеры оставалось выиграть последний титул, которого не хватало в блистательной коллекции Евгения - Кубок Дэвиса. Сборная России к тому времени дважды играла в финальных матчах, но оба раза проигрывала. Оба раза - с участием Кафельникова. Третий шанс представился в 2002 году...
Перипетии этого невероятного парижского финала до сих пор остались в памяти всех российских болельщиков. К сожалению, оба своих матча, и одиночный и парный, Кафельников проиграл, однако блистательный Михаил Южный достойно заменил Евгения в пятом матче. Сборная России наконец-то стала обладателем Кубка Дэвиса, а её ветерана признали лучшим теннисистов столетия в стране.
Евгения, можно сказать, преследовал какой-то рок, и он периодически вынужден был расставаться с близкими ему людьми. Так было с тренерами, приводившими его к успеху - Анатолием Лепёшиным и Ларри Стефанки. Так случилось с женой Марией. Некоторые считают, что именно это стало главной причиной ухода Кафельникова из тенниса в 2003 году. Впрочем, он уже всем всё доказал и хотел новых ощущений.
Их, эти ощущения, дал Кафельникову гольф. Евгений давно, ещё в бытность действующим теннисистом, активно играл в гольф, а после завершения карьеры ничто не мешало ему отдаться своей новой страсти. Хотя главной страстью Евгения остаётся его дочь Алеся, которая живёт с отцом. Теннис Алеся не особо любит, предпочитая конный спорт. Что же, пример другого великого теннисиста и неплохого гольфиста Ивана Лендла, дочери которого стали успешными спортсменками, весьма нагляден.
А в гольфе к Евгению постепенно пришли и успехи - в 2011 году Кафельников стал чемпионом России и периодически задумывается о том, чтобы выступить на Олимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро. А, собственно, почему бы и нет? Тогда ведь у наших болельщиков снова появится стимул сказать, что "Кафельников - наше всё!"