Наши в Австралии. Кафельников - Энквист
Накануне старта первого в сезоне турнира "Большого шлема" болельщики любой страны надеются, что уж в этом-то году их любимцы отлично проявят себя на кортах Австралии. Не будут исключением и российские болельщики, тем более, что наши теннисисты имеют долгую и славную историю выступлений на Australian Oрen.
Проект "Наши в Австралии" включает в себя десять матчей, среди которых может не оказаться тех, что приносили российскому теннису громкую славу. Некоторые из них наши игроки и вовсе проиграли. Но игра, показанная ими в этих матчах, осталась в памяти болельщиков, как у нас, так и за океаном. Читайте вторую часть – о финальном матче 1999 года между Евгением Кафельниковым и Томасом Энквистом.
К началу 1999 года Евгений Кафельников прочно обосновался в мировой теннисной элите, однако, по мнению экспертов и болельщиков, не входил в число главных претендентов на победу в любом турнире. После ряда серьёзных успехов в предыдущие годы россиянин немного "сбавил обороты" и балансировал на грани Топ-десятки.
В новый сезон Евгений вступал с новым тренером - американцем Ларри Стефанки, но к основным фаворитам турнира его не причисляли. В отсутствие главного претендента Пита Сампраса, высоко котировались шансы Марсело Риоса, Алекса Корретхи, Патрика Рафтера. Что до россиянина, то он не блестяще провёл и "разогрев" перед "мэйджором", уже во втором круге турнира в Дохе проиграв марокканцу Хишаму Арази.
Стартовал Кафельников уверенно, победив очень непростого шведа Йонаса Бьоркмана, а затем в четырёх сетах с двумя тай-брейками сломил сопротивление австралийского ветерана Джейсона Столтенберга. В третьем круге Евгений встретился с легендой прошлого - Джимом Курье, но великий американец в те годы был лишь слабой тенью былой славы. Джим оказал сопернику упорное сопротивление, но вынужден был сняться с матча из-за травмы в четвёртом сете.
Затем Кафельников в тяжёлом пятисетовом поединке прошёл румына Андрея Павела и вплотную подошёл к рубежу, ранее ему не покорявшемуся. В 1995 и 1996 годах наш теннисист уже играл в четвертьфиналах, но тогда он уступал Андре Агасси и Борису Беккеру. Сейчас же его ждал не столь грозный оппонент - американец Тодд Мартин. Оппонент, которого Евгений достаточно неожиданно для всех спокойно обыграл в трёх сетах.
Вообще, стоит отметить крайне грамотную подготовку к турниру, которую разработали Кафельников и Стефанки. Россиянин прибавлял с каждым матчем, выйдя на пик формы как раз к решающим поединкам. Молодой и талантливый Томми Хаас в полуфинале был побеждён тоже в трёх сетах. Оставался финал, где Евгению предстояло сыграть с бывалым турнирным бойцом Томасом Энквистом.
Швед был практически ровесником Евгения (на месяц младше). Как и для россиянина, финал турнира был для Томаса лучшим результатом на австралийских кортах. Так же, как и его соперник, ранее Энквист добивался в Мельбурне максимум выхода в четвертьфинал.
На пути к решающему матчу Томас обыграл американца Жана-Мишеля Гэмбилла, зимбабвийца Байрона Блэка, а затем устроил форменную охоту на австралийцев, поочерёдно выбив из турнира Патрика Рафтера и Марка Филиппуссиса. Неудивительно, что в финале публика болела за Кафельникова... В четвертьфинальном матче Энквист в трёх сетах прошел швейцарца Марка Россе, после чего, тоже в трёх партиях, одолел Николаса Лапентти из Эквадора.
Финал сложился для россиянина неудачно - Энквист играл активно, уверенно и, сделав брейк, взял первый сет. Болельщики на мельбурнских трибунах и перед российскими телевизорами заволновались - неужели Кафельников снова оступится в решающем матче? Но тут, как в лучших образцах голливудской киноиндустрии, произошло чудесное преображение.
Три четверти часа россиянин творил на корте всё, что хотел. Три четверти часа у него получалось абсолютно всё, а Энквист ошеломлённо наблюдал, как мяч после его ударов летит куда угодно, но только не туда, где его хотел бы его видеть сам швед. Три четверти часа вместили в себя девять выигранных геймов подряд для россиянина и несколько десятков невынужденных ошибок для его соперника (а всего Томас в том матче ошибался шестьдесят два раза).
Итогом преображения стал выигранный со счётом 6/0 второй сет и 3/0 в третьем. Только тогда Энквист вспомнил, что он скандинав, а скандинавам положено обладать крепкими нервами. Шведский теннисист с трудом взял свою подачу, и дотянул партию до счёта 3/4. Там, на подаче Энквиста россиянин сначала хладнокровно заработал брейк-пойнт, "разведя" соперника по углам, а затем спокойно вынудил того ошибиться и послать мяч за заднюю линию. Решающий гейм на своей подаче Кафельников уверенно выиграл - 6/3.
В перерыве Энквист успокоился. Игра снова пошла на равных и соперники довели сет до тай-брейка. И вот тут нервы снова подвели Томаса. Он эмоционально реагировал на каждую свою ошибку, бросал ракетку о землю, не выдерживал долгих обменов ударами. В противовес Энквисту, российский теннисист выглядел абсолютно собранным и хладнокровным.
Классическим примером стал розыгрыш при счёте 5:1 в пользу Кафельникова, когда Евгений снова "развёл" соперника по углам, швед вытащил тяжёлый мяч, выбежав далеко влево за пределы корта, но пробил именно в ту точку, куда секундой ранее уже сместился россиянин. Точный удар в абсолютно пустой корт - и 6:1! Кафельников торжествующе поднимает руки кверху - он понимает, насколько близок к победе. На трибуне оживлённо аплодирует Стефанки.
"Пять матчболов", - говорит комментатор. Энквист не стал растягивать мучения, допустив двойную ошибку. На радостях Кафельников запустил ракетку в воздух, а трибуны стоя аплодировали новому чемпиону. Достойное завершение великолепного матча. Может быть, именно тогда российские болельщики окончательно поняли, как много для нас значит Евгений Кафельников...
После матча Евгений отдал должное сопернику, заявив, что поражение в первом сете стало тяжёлым ударом, а также признал, что отказ Пита Сампраса от участия в турнире существенно облегчил задачу. Вместе с тем, это была великая победа - победа, которая показала, что россиянин находится на правильном пути.
Этот путь через несколько месяцев, пускай и ненадолго, но приведёт Кафельникова к званию первой ракетки мира. Через год он снова выйдет в финал Australian Open, но в четырёх партиях проиграет Андре Агасси. Для Энквиста же финал 1999 года навсегда останется главным шансом в карьере. Шансом, который он так и не реализовал.