Наши в Австралии. Чесноков - Эдберг
Накануне старта первого в сезоне турнира "Большого шлема" болельщики любой страны надеются, что уж в этом-то году их любимцы отлично проявят себя на кортах Австралии. Не будут исключением и российские болельщики, тем более, что наши теннисисты имеют долгую и славную историю выступлений на Australian Oрen.
Проект "Наши в Австралии" включает в себя десять матчей, среди которых может не оказаться тех, что приносили российскому теннису громкую славу. Некоторые из них наши игроки и вовсе проиграли. Но игра, показанная ими в этих матчах, осталась в памяти болельщиков, как у нас, так и за океаном. Читайте первую часть – о четвертьфинальном матче 1988 года между Андреем Чесноковым и Стефаном Эдбергом.
Зелёный континент долго казался большинству теннисистов мира какой-то волшебной страной за тридевять земель, из которой периодически приезжают грозные и сокрушающие всех супермены. По крайней мере, так было в пятидесятых, шестидесятых и почти все семидесятые годы прошлого века.
Робкие же попытки представителей других стран отправиться в это самое Заморье и бросить вызов австралийским суперменам в их цитадели долгое время были обречены на провал. Во-первых, далеко, во-вторых, дорого. В-третьих, для мало-мальски успешного выступления нужна была хорошая акклиматизация, а это возвращение ко второму пункту. То есть, опять-таки, дорого.
Вот и получалось, что Australian Open долгие годы представлял собой битву австралийцев, новозеландцев и героически приехавших иностранцев из "дальнего зарубежья". Приятно признать, что определённых успехов в то славное время добились и наши теннисисты, в частности, Александр Метревели, который в 1972 году играл в полуфинале, а годом позже - в четвертьфинале турнира.
Но в те годы появление на австралийских кортах наших игроков носило несистемный характер. А вот в восьмидесятые годы, когда во всём мире на устах было волшебное слово "perestroyka", советские теннисисты начали ездить и в далёкую "страну Оз". Среди них был и лидер советского тенниса восьмидесятых Андрей Чесноков.
Australian Open 1988 года был для опытного уже турнирного бойца второй попыткой. В 1985 году он уже на самом старте крупно проиграл местному игроку Питеру Дуэну. Однако за прошедшие три сезона советский теннисист успел отлично себя зарекомендовать, в частности, пополнив свою коллекцию четвертьфиналом "Ролан Гаррос". Ну а в начале сезона он и вовсе блистал, дойдя до финала "разминочных" турниров в Веллингтоне и Сиднее.
Андрей начинал турнир тридцать пятой ракеткой мира, и посеян не был. Впрочем, он отлично обошёлся и без этого, за четыре первых матча отдав соперникам только один сет - в поединке первого круга против израильтянина Амоса Мансдорфа. Француза Тарика Бенабильса, австралийца Марка Кратцманна и немца Карла-Уве Штееба наш герой прошёл в трёх сетах.
Но вот соперник по четвертьфиналу был не чета предыдущим. Грозный швед Стефан Эдберг, хоть и был старше Андрея всего на две недели, уже успел добиться очень и очень многого. Например, дважды выиграть этот самый Australian Oрen. В частности, швед был действующим победителем турнира - год назад он обыграл местного любимца Пэта Кэша.
На кортах Flinders Park (а стоит отметить, что турнир 1988 года впервые проводился на этом стадионе, и впервые - на харде, а не на траве) Эдберг сыграл вполне успешно, поочерёдно обыграв американца Мартина Дэвиса, немца Александера Мронца, ещё одного представителя США Дэна Голди. а также австралийца Джейсона Столтенберга. Надо сказать, в "восьмёрку" Стефан вошёл без особых усилий, и приготовился к решающим боям за защиту титула.
Матч против Столтенберге состоялся в день рождения Эдберга, но ни о каком бурном праздновании не могло быть и речи. Шведский теннисист очень серьёзно отнёсся к своему будущему сопернику. "Мой следующий матч должен быть невероятно сложным. Чесноков великолепно отыграл последние три недели, он демонстрирует очень хороший теннис", - признавался Эдберг.
Швед как в воду глядел - советский теннисист прекрасно начал матч, раз за разом мощными ударами загоняя соперника за заднюю линию и не давая тому "включить" своё главное оружие - блистательную игру с лёта. Андрей успешно защищал "свои" геймы, а когда Эдберг на своей подаче бросался вперёд, Чеснокову удавались исключительно точные обводящие удары. Один из таких ударов и стал решающим, принеся нашему игроку победу в первом сете.
Назревала сенсация - и во второй партии Чесноков успешно сдерживал атакующий порыв Эдберга, играя рационально и, что главное, точно. И кто знает, чем бы закончилась такая игра, если бы не вмешался человеческий фактор. А точнее, судейский.
Француз Бруно Ребё, судивший тот матч, в будущем заработает дурную славу одного из самых неадекватных судей в Туре. Это он на "Ролан Гаррос" по ошибке засчитает гейм, выигранный Евгением Кафельниковым, его сопернику Кеннету Карлсену, это ему даст пощёчину жена американца Джеффа Таранго. А пока что Ребё "всего лишь" подсудил фавориту. При счёте 5:5 на тай-брейке Эдберг пробил форхэнд и отправил мяч в аут. Это видел лайнсмен, подавший соответствующий сигнал, это видели сидевшие близко от корта зрители.
Этого не видел только Бруно Ребё. По его мнению, швед попал точно по линии. Системы hawk-eye в те времена ещё не было, поэтому очко постановили переиграть. Такой вот подарок ко Дню рождения… Вдохновлённый Эдберг выиграл розыгрыш, а затем взял и тай-брейк. Счёт сравнялся.
Но самым важным последствием оказалось не это. В Чеснокове, по всей видимости, что-то надломилось, а у соперника, наоборот, открылось второе дыхание. Всё чаще его выходы к сетке стали заканчиваться успешно, а обводящие удары советского теннисиста потеряли ту филигранную точность, что отличала их ещё часом ранее.
Эдберг дважды в решающий момент брал подачу Андрея и дважды выигрывал сет с одинаковым счётом 6/4. И всё же, зрители были в восторге от игры обоих соперников, проводив их с корта аплодисментами.
И всё же, почти трёхчасовая битва с Чесноковым изрядно вымотала даже железный организм Стефана. Первый сет в полуфинале против своего старшего соотечественника Матса Виландера он проиграет "всухую". Полуфинал затянется на пять сетов, но ещё никто не знал, что Виландер в том сезоне будет проигрывать только по очень большим праздникам. Матс победит Стефана, а затем в решающем матче снова огорчит Пэта Кэша.
Впрочем, у Эдберга ещё всё будет впереди. Титулы на Уимблдоне и US Open, семьдесят две недели во главе мирового рейтинга, восемьсот с лишним побед за карьеру. А ещё будет стартовый матч олимпийского турнира в Барселоне, где посеянный вторым Стефан встретится с получившим wild card Чесноковым. Встретится - и сенсационно ему проиграет, уступив первый сет со счётом 0/6. Та Олимпиада, правда, не принесёт Андрею особых лавров, но это уже совсем другая история.