Легенды US Open. Коронация короля Артура
Продолжаем цикл очерков о самых лучших финалах в истории Открытого чемпионата США. Об очередном противостоянии любителей и профессионалов, неумелых организаторах и смехотворных призовых Артура Эша - во второй части проекта "Легенды US Open", в рассказе о матче между Артуром Эшем и Томом Оккером в 1968 году.
О чемпионате США. состоявшемся в 1968 году, можно с полным основанием сказать, что это был первый US Open. Третий турнир "Большого шлема", на который были допущены профессионалы, и первый подобный на американской земле.
Зрители с нетерпением ожидали схваток между лучшими профессиональными теннисистами - Лэйвером, Роузуоллом, Гонсалесом и другими. От любителей ожидали немногого, тем более, что оба прошедших "мэйджора" Открытой эры завершались триумфом "профи". Прежде всего, австралийских. Прежде всего, великолепного Рода Лэйвера. Однако, в Форест-Хиллс произошла крупнейшая сенсация своего времени. Профессионалы были повержены, а главный приз разыграли два недавних "любителя". Том Оккер и Артур Эш.
Неизменному чемпиону Голландии, Тому Оккеру, было двадцать четыре года. В будущем Тому суждено было стать великолепным парным игроком, а пока что максимальным достижением его карьеры был четвертьфинал "Ролан Гаррос" 1967 года. Впрочем, Оккер, несмотря на скромные габариты (всего 177 сантиметров роста), не раз обыгрывал более мощных соперников, благодаря, во-первых, скорости, а также своей технике. В мире, где подавляющее большинство игроков выполняло исключительно плоские удары, голландец стал одним из первых теннисистов, регулярно бивших "топспин".
На US Open Том был посеян под высоким восьмым номером. В первых трех матчах он только раз отдал соперникам сет - в матче четвертого круга против британца Питера Кертиса. А вот в четвертьфинале голландца ждал человек-легенда - Панчо Гонсалес. Последний раз "Большой Панчо" появлялся на чемпионате США девятнадцать лет назад, когда он и победил. К слову, Оккеру было в 1949 всего пять лет.
Гонсалес понимал, что, несмотря на его выдающееся мастерство, возраст дает о себе знать, так что не ставил перед собой высоких целей. Тем не менее, его битва в четвертом круге против Тони Роча уже стала украшением турнира. Панчо победил в трех сетах, но на Оккера ветерана уже не хватило.
Колоссальный опыт американца позволил ему выиграть невероятно долгий первый сет, но затем стало сказываться преимущество Тома в "физике". Гонсалес отчаянно боролся за каждый мяч, но не за каждым успевал. Итоговый счет - 14/16, 6/3, 10/6, 6/3, в пользу Оккера. В полуфинале разыгравшегося Тома не смог остановить даже великолепный Кен Роузуолл. Голландец тоже выиграл в четырех сетах (причем в последнем просто уничтожил соперника - 6/1), и вышел в финал.
Его соперник по решающему поединку, Артур Эш - знаковая фигура для мирового тенниса. Первый темнокожий участник сборной США на Кубке Дэвиса, в Америке шестидесятых, боровшейся за социальные права афроамериканцев, Эш не мог не стать одной из икон этой борьбы. Однако, помимо своих лидерских и человеческих качеств, Эш был и блистательным теннисистом.
На пути к финалу Артур легко прошел Фрэнка Паркера и Пола Хатчинса, в четвертом круге отомстил великому Рою Эмерсону за поражение в финале чемпионата Австралии 1966 года, и уже настраивался на схватку с непобедимым Лэйвером, когда грянула главная сенсация турнира.
Род, легко и уверенно выигравший оба прошедших "мэйджора" Открытой эры, обменялся победами в сетах с южноафриканцем Клиффом Дрисдэйлом, победил в третьей партии... а затем непостижимо был разгромлен в следующих двух с одинаковым счетом 1/6. На волне успеха Дрисдэйл взял у Эша первый сет, но затем более высокий класс американца принес ему победу. В полуфинале Артур победил своего партнера по сборной США, Кларка Грейбнера, и приготовился, в пару к любительскому чемпионату США, выигранному им двумя неделями ранее, взять и титул среди профессионалов.
Кстати, массовые неудачи профессионалов можно вполне объяснить организационными проблемами чемпионата. Первый в истории US Open совместно организовывали сразу три ассоциации, так что турнир порой напоминал воз из басни Крылова. Травяное покрытие кортов в Форест-Хиллс было не самого высокого (а порой и просто отвратительного) качества, а мячи, предоставленные организаторами - слишком тяжелыми. Да еще и подкачала погода. Профессионалы, привыкшие выступать на своих идеально отлаженных турнирах (как правило, проводившихся в зале), не сразу приспособились к новым условиям.
Как бы то ни было, финал прошел при хорошей погоде. и никто не помешал соперникам показать свой лучший теннис. С первых же геймов стало видно, что брейки в этом матче будут крайне редким явлением. Соперники мощно и точно подавали, при первой же возможности шли к сетке, вытягивали совершенно "мертвые" мячи.
Первый сет растянулся на целых двадцать шесть геймов, до первой ошибки одного из соперников. По иронии судьбы, ключевой стала великолепная игра Эша на приеме. Артур трижды подряд обводил рвавшегося к сетке соперника, заработав тройной сетбол. Оккер подал второй мяч, Эш идеально принял его под сетку, а когда голландец в отчаянном броске мяч достал, аккуратно ударил в пустой корт. Партия!
Казалось бы, после такого удара судьбы можно сломаться, но Оккер выстоял. Он дождался своего шанса во втором сете и, сделав брейк, сравнял счет в матче. Следующие три сета превратились в калейдоскоп эйсов, выходов к сетке и высококлассного тенниса. И Артур и Том нервничали, ошибались, но свои геймы удерживали. Впрочем, в решающие моменты мощная крученая подача Эша ни разу не давала сбоев. За поединок Эш выполнил двадцать шесть эйсов, и это деревянной ракеткой!
Последний сет стал апофеозом. Соперники, казалось бы, безумно уставшие. раз за разом брали свою подачу, пока снова не ошибся Оккер. Брейк в середине пятого сета стал для него роковым, потому что Эш остаток матча провел идеально. Артур победил - 14/12, 5/7, 6/3, 3/6, 6/3, стал первым американцем - чемпионом США за последние четырнадцать лет, а также первым афроамериканцем, победившим на турнире "Большого шлема". Полупрофессиональный статус Оккера позволил ему заработать 14 тысяч долларов призовых, а Эш, будучи "чистым" любителем, помимо чемпионского кубка, получил по 15 долларов за каждый игровой день чемпионата.
Возможно, именно поэтому через несколько лет Эш станет одним из главных теннисных активистов и войдет в число основателей Ассоциации теннисных профессионалов. Через десять лет турнир переедет со старых и не самых удобных кортов Форест-Хиллс в самый центр Нью-Йорка, а главный стадион суперсовременного спорткомплекса назовут в честь Артура Эша. История тенниса помнит своих героев.