10 матчей, которые потрясли Уимблдон. Священный Грааль для Ивана Лендла
Портал GoTennis.ru представляет пятую часть цикла статей о самых запомнившихся матчах в истории Уимблдона. Об упорстве и нервах Ивана Лендла, о полёте Бориса Беккера, а также о цене ошибок вы узнаете в очередном материале из цикла "10 матчей, которые потрясли Уимблдон".
Среди великих теннисистов, которым не покорился карьерный Большой шлем, Иван Лендл стоит особняком. Обычно камнем преткновения для «коллекционеров» становится Ролан Гаррос - из-за специфики его покрытия. Если человек успешно играет на грунте, то путь к карьерному Большому шлему для него будет более лёгким, чем для остальных. В памяти сразу всплывают Рафаэль Надаль и Бьорн Борг. Последнему, впрочем, для достижения не хватило Australian Open – но швед и так не особо стремился появляться в Мельбурне, сыграв там всего раз на заре карьеры. А вот Лендлу, великому мастеру игры на задней линии, трижды праздновавшему победу на парижских кортах, фатально не везло как раз на Уимблдоне.
Именно что не везло. В отличие от других теннисистов, и близко не подбиравшихся к триумфу на «неродном» покрытии, Лендл дважды играл в финале Уимблдона, и ещё пять раз останавливался в шаге от решающего матча. Об одной из таких остановок пойдёт сегодняшний рассказ.
В 1989 году чеху наконец-то покорилась Австралия. Он уверенно обыграл в финале соотечественника Мирослава Мечиржа, вернул себе звание первой ракетки мира, ненадолго отобранное Матсом Виландером, и приступил к планомерной осаде неподдающегося Уимблдона. Понимая, что его навыков игры на грунте для триумфа на британских кортах будет недостаточно, Иван на тренировках упорно отрабатывал выходы к сетке. Возможно, это сказалось на Ролан Гаррос, где чех совершенно неожиданно, после двух выигранных сетов, уступил реактивному американскому тинейджеру Майклу Чангу. Однако, победа на Уимблдоне должна была списать всё.
Не знаю, есть ли в чешском языке пословица про «долго запрягать», но играл Лендл в полном соответствии с ней. Вначале в тяжелейшем пятисетовом поединке он лишь в решающей партии подобрал ключи к венесуэльцу Николасу Перейре. Затем четыре сета возился со шведским квалифайером Ронни Батманом. Но уже с третьего круга Иван «поймал» свою игру и в трёх следующих встречах отдал соперникам только один сет. В полуфинале ожидал старый проверенный соперник – Борис Беккер.
А вот у немца с Уимблдоном проблем как раз не было. После двух побед подряд (вторую, в 1986 году, Борис одержал именно над Лендлом), в текущем турнире Беккер ураганом прошёл по турнирной сетке, не проиграв ни одного сета за пять матчей. Вообще же, 1989 год можно считать пиком карьеры Беккера. Даже на не особо любимом грунте ему удалось выйти в полуфинал Открытого чемпионата Франции. Что уж говорить про травяные корты? В четвертьфинале Борис разгромил американца Чемберлина - 6/1, 6/2, 6/0 и с лёгким сердцем вышел на очередную схватку с Лендлом.
Первый же гейм показал изменения в игре Лендла. Чех при первой же возможности шёл вперёд и вполне уверенно себя чувствовал у сетки. После того, как первый гейм затянулся почти на десять минут (Лендл никак не мог додавить соперника, раз за разом теряя очки на счёте «больше»), стало ясно, что матч будет драматичным. Если бы знать, насколько…
По такой игре немудрено, что соперники одну за другой брали свои подачи. Развязка случилась в одиннадцатом гейме. При счёте 40:15 на подаче Лендла Беккер сначала дважды подряд идеально принимает по боковой линии, а затем расстроенный Иван неудачно сыграл с полулёта. Розыгрыш брейк-пойнта смешал все понятия – Лендл лихо атаковал у сетки, Беккер мощно защищался глубоко в тылах. Щит оказался прочнее меча. Беккер делает брейк и на следующем гейме спокойно выигрывает партию.
Второй сет стал ещё более упорным. Розыгрыши каждого гейма превращались в захватывающие триллеры. В восьмом гейме чех был невероятно близок к брейку, но при счете «меньше» Беккер спас игру, совершив отчаянный полёт над кортом. Этот момент – почти выбитый с площадки Лендл идеально подрезает мяч под сетку, но немец в прыжке с лёта переводит его в пустой корт – с тех пор присутствует почти во всех видеонарезках о карьере Беккера. Окрылённый успехом, немец выиграл гейм. При счете 5/5 пришла очередь Лендла совершать подвиги. Иван отыграл два брейк-пойнта, не смог взять подачу соперника в двенадцатом гейме, но на тай-брейке был неудержим. 7:2 – первая ракетка мира сравнивает счёт в матче.
На кураже чех выиграл и третий сет, дважды взяв подачу соперника. В пятом гейме четвёртого сета Лендл взял подачу соперника. Очередной финал был на расстоянии трёх защищённых «своих» геймов... В следующей игре счёт был «больше» на его подаче. Никто, казалось бы, не мешал побеждать. Никто, кроме Беккера. Немец взял три следующих очка, вернув равенство в сете. Решающим стал десятый гейм на подаче Лендла. Беккер идеальным бекхендом по линии заработал сетбол. Чех отыграл его, «разведя» соперника по углам площадки. Следующие два очка немец заработал идеальным приёмом – вначале чисто пробив по линии после второй подачи Ивана, а затем отправил мяч ему в ноги. Очередная неудачная попытка Лендла сыграть с полулёта завершилась ударом в сетку. Беккер спас сет и, как позднее выяснится, матч.
Дело в том, что Лендл, потеряв шансы выиграть четвёртый сет, ощутимо занервничал. При счёте 1/2 по геймам Иван на втором розыгрыше своей подачи ударил по линии. Судья показал «аут» и чех сорвался. Апелляция к арбитру не принесла плодов, счёт стал 0:30, а расстроенный Лендл сначала плохо сыграл на выходе, а затем и вовсе допустил двойную ошибку. Даже неудобно сказать, что Беккер сделал брейк. Скорее, это Лендл подарил ему гейм.
Стало окончательно видно, что чех сломался. Беккер царил на корте, его выходы к сетке были всё более уверенными и убийственными для соперника. Иван сражался, но сражался с отчаянием обречённого. С каждым проигранным очком камера выхватывала его, с гневной гримасой на лице, что-то выговаривающего сам себе. Впрочем, даже такой Лендл был смертельно опасен для любого соперника. В последних геймах зрители увидели потрясающий теннис – глядя на Лендла, трудно было поверить, что этот человек трижды выигрывал Ролан Гаррос. Чех играл так, как будто стиль «serve-and-volley» был впитан им с материнским молоком пани Ольги Лендловой, кстати, отменной в прошлом теннисистки. Ну а Борис, Борис был в родной среде, на любимом покрытии.
Чех в эти минуты сражался со всем миром – с Беккером, с судьями, с собой самим. Он выиграл восьмой гейм, но это уже ничего не решало – на своей подаче немец сделал два эйса, а затем дважды удачно выходил к сетке. Первый же матчбол он реализовал, расстреляв соперника с лёта. Очередной поход Лендла за его священным Граалем закончился безрезультатно.
В финале Стефан Эдберг лишь в одной партии сможет оказать сопротивление блестящему немцу. Беккер выиграет Уимблдон в третий раз, через два месяца снова одолеет Лендла, на сей раз в финале US Open, а потом вступит в конфликт с АТР из-за несовершенства системы рейтинга, которая не позволит ему опередить чеха по итогам года.
Лендл продолжит свои попытки. В 1990 году он даже пропустит Ролан Гаррос ради возможности подготовиться к турниру, ставшему для него чем-то вроде идеи фикс. Но Грааль снова не попадёт ему в руки – Стефан Эдберг с лёгкостью победит в полуфинальном матче. Следующие походы великого чеха за трофеем будут заканчиваться на дальних подступах к нему.
Этот матч был выбран не только из-за высочайшего класса игры, показанной обоими участниками. Полуфинал Уимблдона 1989 года показал, насколько высоким может быть стремление человека к своей цели, а также, к сожалению, как высока цена ошибки. Ошибки, стоившей Ивану Лендлу его священного Грааля.