Эволюция теннисных ракеток
"Так как приём у короля был назначен на полдень, Атос условился с Портосом и Арамисом отправиться в кабачок около люксембургских конюшен и поиграть там в мяч. Он пригласил д'Артаньяна пойти вместе с ними, и тот согласился, хотя и не был знаком с этой игрой. Было всего около девяти часов утра, и он не знал, куда девать время до двенадцати. Портос и Арамис были уже на месте и перекидывались для забавы мячом. Атос, отличавшийся большой ловкостью во всех физических упражнениях, встал с д'Артаньяном по другую сторону площадки и предложил им сразиться".
Пожалуй, это одно из первых упоминаний о теннисе в мировой литературе для широкого круга читателей. Но ещё задолго до семнадцатого века, в котором и происходит действие "Трёх мушкетёров", прообразы тенниса были популярны в Европе. Французские монахи играли в игру "jeu de paume" ещё в XII столетии. Играли, в полном соответствии с названием, открытой ладонью. Изначально игра была похожа на современный сквош, так что для скорости удобнее было именно отбивать мяч, а не ловить и бросать его об стену. А теперь попробуйте, ради эксперимента, хотя бы полчаса понабивать теннисный мяч ладонью. Даже с учётом того, что современные мячи гораздо легче и удобнее тогдашних, гарантирую, что ощущения будут не из приятных. Так что, средневековые любители "игры ладонью" находились в постоянном творческом поиске.
Некоторые игроки натягивали на руку перчатку с нашитыми между пальцами перепонками. Таким образом, достигалось увеличение ударной площади. Некоторые вообще нашивали на перчатку деревянные пластины, тем самым превращая её в некое подобие вратарского "блина" в хоккее. Уже к XVII веку технический прогресс дошёл до идеи, что, если насадить ударную поверхность на древко, играть будет гораздо удобнее. Это были первые ракетки в современном понимании слова. На иллюстрации, французский энтузиаст тенниса XVIII века, Жозеф Барселлон Пере демонстрирует достижения передовых спортивных технологий того времени – ракетку с плоским верхом и струнами из сухожилий.
С такой ракеткой можно было смело выходить играть даже перед королём. Но после того, как грянула Великая французская революция, дворянам стало не до тенниса. Вплоть до середины XIX века, когда центр развития мирового спорта переместился за Ла-Манш, в Англию.
Когда в 1874 году майор Уолтер Уингфилд запатентовал лаун-теннис, патенты, выданные ему, касались и снаряжения для игры. В частности, ракеток.
Тогдашние ракетки были сделаны из цельных кусков дерева, а рукоятка обшивалась кожей. Особенного развития индустрия ракеток достигла в конце позапрошлого века в Соединённых Штатах. Среди ведущих производителей того времени стоит назвать Spalding (кстати, интересная деталь – в Национальной баскетбольной ассоциации уже много лет играют мячами этой фирмы), Horsman, Peck & Snyder, а также Wright & Ditson.
В условиях жесточайшей конкуренции, каждая из фирм старалась поразить мир своими новинками в области технологий или маркетинга. Так, например, Spalding предложила увеличить площадь "зеркала" ракетки с принятых тогда 420 см2, до 450 см2. Это существенно облегчало игру начинающим игрокам. Wright & Ditson пошли другим путём, привлекая для рекламы знаменитых теннисистов.
Так, например, представленные фирмой в 1893 году новинки носили названия «Сирс» и «Кэмпбелл», в честь Ричарда Сирса, семь раз выигрывавшего чемпионат США, а также трёхкратного чемпиона Оливера Кэмпбелла. Конечно же, публике нравилось. Ведь сами великие чемпионы играют такими ракетками, а уж они-то знают толк! Уже в 1889 году была выпущена на рынок суперсовременная ракетка со стальным ободом и проволочными струнами, но время таких радикальных новшеств ещё не пришло.
Первая металлическая ракетка, завоевавшая относительную популярность, была сконструирована в 1922 году Уильямом Ларнедом, и носила название Dayton Steel Racquet. Она весила не больше, чем её деревянные конкуренты, и обеспечивала на треть меньшее сопротивление воздуха. Правда, прочность её оставляла желать лучшего. Преждевременная смерть изобретателя (кстати, ещё одного семикратного чемпиона США) положила конец распространению его детища.
К началу Второй мировой войны деревянные ракетки обрели практически тот вид, который имели вплоть до своего исчезновения в восьмидесятых годах. Теперь они делались по композитной технологии (тонкие деревянные пластины склеивались между собой), ручка имела кожаную обмотку, а для сохранности на них надевались специальные деревянные футляры. На фотографии мы видим ракетки Wilson, украшенные портретом самого Томаса Уилсона. Эти ракетки относятся к тридцатым годам прошлого века.
Несколько десятилетий прошло в относительном спокойствии, пока, наконец, в 1967 году не грянул гром. Компания Wilson выпустила на рынок модель Т2000, сделанную полностью из алюминия. "Лицом" новой ракетки стал молодой талант Джимми Коннорс. Почти всю карьеру Джимми играл этой ракеткой. Нельзя сказать, что своими успехами "Хулиган из Бельвиля" обязан исключительно ракетке, но никто не станет отрицать, что она была легче и удобнее. Вслед за Коннорсом, новинку облюбовали теннисисты по всему миру. Но главный скачок технологий был ещё впереди.
В 1976 году Ховард Хед, работавший тогда на компанию Prince, придумал увеличить площадь "зеркала" ракетки. Ударная площадь увеличилась до 710 см2, сама ракетка, благодаря использованию алюминия, весила всего 300 граммов. Модели Prince Classic и Prince Pro обрели просто бешеную популярность, потому что теперь по мячу стало намного проще бить. С такой ракеткой теннис стал доступнее для новичков. Из ранее исключительно элитного спорта он стремительно двинулся в массы, к среднему классу.
Но какими бы популярными не были эти модели в народе, профессионалам ими играть было трудновато. Ведь мощь удара элитного теннисиста намного превышает силу новичка, а алюминиевые ракетки, при всей своей лёгкости и доступности, были не такими прочными, как деревянные. Выходом стал так называемый "графит". Конечно, это был не тот графит, который встречается нам в карандашах. Теннисный "графит" был смесью углеродного волокна и пластика. Такие ракетки уже не гнулись, и обеспечивали профессионалам идеальный удар. Проводником прогресса вновь стал Джимми Коннорс.
Начиная с девяностых годов, теннисная мысль не стоит на месте. В начале десятилетия Wilson предложила серию Hammer, с расширяющейся, утяжелённой головкой. Таким образом, за счёт смещения центра тяжести достигалась большая сила удара. В дальнейшем компания развила идею, удлинив ручку ракетки. Новая серия получила название Sledge Hammer.
Появлялись и настоящие монстры. Например, ракетка Big Bubba от фирмы Gamma, при длине 76 сантиметров (сравните со стандартными 69) имела ударную площадь почти 840 см2! Почти в полтора раза больше, чем деревянные ракетки, которыми играл весь мир ещё за двадцать лет до того! Немудрено, что это чудовище быстро запретили почти на всех соревнованиях.
Впрочем, кажется, за последние годы особых новаций в плане формы и структуры ракеток не предвидится. Всё те же стандартные размеры, всё те же композитные материалы, отличающиеся друг от друга лишь процентным соотношением элементов. Производители стали уделять больше внимания не столько силе удара, сколько его точности. Главной задачей стало уменьшение вибрации при ударе. Например, инженеры компании Head придумали использовать пьезоэлектрические технологии. Материалы, из которых изготовлен обод ракетки, обладают прямым пьезоэффектом, то есть способны при деформации выделять электрический разряд. Таким образом, когда ракетка наносит удар по мячу, выделяется электричество, которое затем используется для гашения вибрации струн перед следующим ударом.
Интересно, кстати, что Бьорн Борг, один из величайших теннисистов всех времён, демонстративно играл только деревянными ракетками, даже во время своего кратковременного возвращения в Тур в начале девяностых годов. В конце прошлого века Борг и некоторые активисты выступили с призывом вернуться к деревянным ракеткам, поскольку, по их мнению, современные технологии убивают теннис, и зрители просто не в силах углядеть за мячом. Как видим, с тех пор теннис продолжает процветать, доказав, что настоящее мастерство не зависит от технологий.