Картинная галерея. Часть I
Теннис, как и любой другой популярный вид спорта, в наши дни можно смело ставить на один уровень с искусством. Да и кто будет сомневаться, что, скажем, Роджер Федерер или Рафаэль Надаль - творцы в меньшей степени, чем Сальвадор Дали или Энди Уорхол? Теннис и искусство идут и развиваются рука об руку, так что давайте посмотрим на историю тенниса сквозь призму живописных полотен.
Как бы не хвастались англичане тем, что официально игру придумал запатентовал английский же майор Уолтер Уингфилд, но возражать против того, что предприимчивый майор всего лишь придал стройности разрозненным правилам старинной игры, они не могут. Причём, в старину именно во Франции - главной континентальной сопернице Туманного Альбиона, и зародились основы игры. Это и легендарная "Jeu de Paume" ("Игра ладонью"), и получивший тотальное распространение в средневековой Франции "Рояль теннис".
Само название игры намекает на то, что теннисом в те годы увлекались даже короли. Так, например, в 1562 году знаменитый французский живописец Франсуа Клуэ запечатлел дофина (наследного принца) и будущего короля Карла IX с теннисной ракеткой в руках. Карл IX печально известен миру как король, в правление которого произошла Варфоломеевская ночь. Теперь мы знаем его и как теннисиста.
Франсуа Клуэ. "Карл IX с ракеткой". 1562 год
По мере роста могущества Франции, распространялась по континенту и любимая игра французов. Так, на картине знаменитого голландского живописца Адриана ван де Венне, написанной в начале XVII века, мы видим изображение теннисного матча. Обратите внимание на непривычную форму ракеток и далеко не самую удобное (хотя и очень нарядное) облачение игроков. Интересно, как бы чувствовали себя современные Топ-теннисисты, если бы их нарядили в такую "форму"?
Адриан ван де Венне. "Игра рукой". 1620-1626 годы
На полотне венецианского живописца Габриэле Беллы изображён уже теннисный турнир - со зрителями, полноценной сеткой и даже некоторым подобием разметки. Как видим, проходит парный матч, и ближайший к нам игрок сейчас выполнит форхэнд с задней линии.
Габриэле Белла. "Игра с ракетками". Вторая половина XVIII века
Но не только французские короли увлекались "королевским теннисом". Известный немецкий художник эпохи рококо Георг Давид Матьё исполнил парадный портрет юного мекленбургского герцога Фредерика и его сестры, с явным намёком на большую склонность молодых дворян к игре, нежели к чтению. По крайней мере, веер в руке герцогини и взгляд её брата явно свидетельствуют, что сейчас они отложат книгу и пойдут на корт.
Георг Давид Матьё. "Портрет герцога мекленбургского Фредерика с сестрой". 1762 год
Время шло, французские аристократы с их "королевским теннисом" были сметены волной Великой французской революции, и звание главной спортивной страны мира прочно перешло к Англии. На картине молодого (и, к сожалению, трагически погибшего в двадцать восемь лет) английского карикатуриста Теодора Лэйна теннисисты не стесняются набивать мяч о стенку местной тюрьмы, а многочисленные жильцы окрестных домов непонятно, то ли возмущаются, то ли восхищаются действом.
Теодор Лэйн. "Ракетки у тюрьмы Кингс Бенч". 1825 год
Со временем, однако, теннис становится уже признанным увлечением английского общества и, особенно, молодёжи. Картина Мэри Хэйллар, дочери знаменитого британского живописца Джеймса Хэйллара "Теннисный сезон" написана в 1881 году, когда девушке было всего восемнадцать лет. В окно видно, что молодые люди готовятся начать матч, а девушка, сопровождающая их, настолько увлеклась грядущей игрой, что даже забыла дома зонтик.
Мэри Хэйллар. "Теннисный сезон". 1881 год
Игра стала неотъемлемой частью пикников и отдыха англичан. На полотне представителя британской неоклассической школы Фрэнсиса Мушампа мы видим подобный пикник. Хотя, конечно, непонятно, как теннисистки играли на склоне холма, и не мешали им стоящие слишком близко к сетке скамейки.
Фрэнсис Сидни Мушамп. "Игроки в теннис". 1882 год
А вот картина другого британца, Хораса Каути, демонстрирует совершенно другой подход к игре. Здесь, в отличие от предыдущего полотна, присутствуют и разметка, и полноценная (по тем временам, конечно) сетка, да и коробка с мячами говорит о том, что игроки всерьёз относятся к своему увлечению. Кто знает, может, молодые люди тренируются перед началом Уимблдонского турнира?
Хорас Генри Каути. "Теннисисты". 1885 год
Кстати, не Уимблдоном единым. Теннис успешно завоёвывал и Новый Свет. В частности, известный американский художник и гравёр Луис Прэнг в своём произведении "Лаун-теннис" показывает уже полноценный турнир. Налицо все атрибуты - два корта, болельщики и судьи. Судя по тому, что на картине изображена ранняя осень, это вполне может быть один из ранних чемпионатов США, сейчас более известный как US Open. Как видим, соревнования в миксте находятся в полном разгаре.
Луис Прэнг. "Лаун-теннис". 1887 год
Между прочим, в те патриархальные и джентльменские времена, когда принято было извиняться перед соперником за нечаянный эйс, разница в уровне игры между мужчинами и женщинами ещё не была столь заметной. Хотя, теннисист на картине сэра Джона Лэйвери (обратите внимание, какая теннисная фамилия у этого художника!) явно не пожалел соперницу, продемонстрировав ей все преимущества игры в стиле "serve-and-volley" на травяном покрытии.
Сэр Джон Лэйвери. "Розыгрыш". 1885 год
Однако, время безукоризненных викторианских джентльменов подходило к концу вместе с девятнадцатым веком. Приближался век двадцатый, который подарит нам совершенно иной теннис. Вряд ли о подобной популярности даже в самых смелых мечтах думал майор Уингфилд... Но обо всём этом - во второй части нашей истории.