Важные вещи века. Бразильское чудо
В истории тенниса было множество событий, предметов и личностей, которые изменили представление зрителей о спорте и заставили измениться сам спорт. Американское издание Tennis подводит итоги прошедших пятидесяти лет, отмечая наиболее яркие и важные объекты. Теннисный обозреватель Стив Тиньор рассказывает о Густаво Куэртене, который стал не только одним из наиболее популярных игроков в истории, но и привнёс в теннис материал, который навсегда изменил спорт.
"Выступление Густаво Куэртена на Открытом первенстве Франции-1997 было одним из наиболее интересных и знаменательных прорывов в теннисной истории. Неизвестный двадцатилетний долговязый парень из Бразилии - страны, выходцы из которой не побеждали на турнирах "Большого шлема" в течение тридцати лет, - перед началом "мэйджора" был 66-й ракеткой мира.
Густаво начал свой путь к славе с побед над чехом Славой Доседелом и шведом Йонасом Бьоркманом. Но к тому времени, когда ему удалось пережить три подряд изнурительных пятисетовых матча с Томасом Мустером, Андреем Медведевым и Евгением Кафельников, Куэртен успел стать любимцем парижских болельщиков. Французам нравилось сочетание образа Гуги, который выступал в красивой сине-жёлтой форме, и манеры его выступлений. Бразилец действовал со спокойностью бывалого сёрфера, умело пользуясь своим игровым чутьём и оставаясь на задней линии. Все эти компоненты дополнялись отлично выверенными ударами с одноручного бэкхенда.
В течение этих двух недель в Париже игра Куэртена заражала окружающих весельем, и к тому моменту, когда бразилец вышел в финал "мэйджора", он чувствовал, что ему удастся поймать удачу за хвост. Густаво смог проявить себя с лучшей стороны, в решающем матче одолев двукратного чемпиона "Ролан Гаррос" Серхи Бругеру в трёх сетах. Тем не менее, несмотря на свой удивительный успех, Гуга не стал главным любимцем парижской и мировой публики. Когда бразилец получал трофей победителя "мэйджора" Coupes des Mousquetaires из рук его шестикратного триумфатора Бьорна Борга, всё что ему оставалось, - это преклонить колено перед великим шведом.
Неожиданно для себя Густаво займёт место рядом с Боргом среди легенд Открытого первенства Франции. Ему предстоит ещё три раза победить на парижском "мэйджоре". После своего последнего матча на кортах спорткомплекса Philippe Chatrier Куэртен показал всему миру, как он относится к этому стадиону, ракеткой нарисовав сердце на грунте корта.
Но бразилец был не только одним из наиболее интересных грунтовых игроков в истории. Он стал новатором, который в своей игре применял материал, который также оказался настоящим прорывом для индустрии тенниса - полиэстер, который начал использоваться при изготовлении струн. Несмотря на то, что Куэртен полностью раскрывался на корте и после побед улыбался абсолютно искренне, у его ракетки Head был небольшой секрет - струны Luxilon Original. Новая технология позволяла Густаво контролировать темп поединка и в то же время создавать вращение, необходимое для того, чтобы мяч оставался в игре. После того, как стали популярны ракетки увеличенного формата, теннисная экипировка сделала ещё один, оставшийся практически незамеченным, шаг на пути к прогрессу.
К 2000 году Куэртен стал первой ракеткой мира, и многие участники Тура начали шептаться о том, что полиэстеровые струны должны быть запрещены, потому что они дают бразильцу несправедливое преимущество. Главный стрингер АТР Нэйт Фергюсон сказал, что невероятные резаные удары Гуги в матче с Питом Сампрасом в финале Итогового чемпионата-2000 в Лондоне его поразили. По словам Фергюсона, он сомневался, что после этого кто-либо вообще будет выходить к сетке. Мысль Нэйта оказалась пророческой. Спустя пятнадцать лет, когда новый тип струн стал традиционным для большинства спортсменов, почти каждый игрок пробивает по мячу с такой же силой и вращением, что и Густаво. Это привело к тому, что крайне редко Топ-теннисисты решаются выходить к сетке в важных поединках. Сегодня на первом месте стоит сила, предоставляемая полиэстером.
В 2001 году в интервью американскому изданию Tennis бразилец рассказал о том, что струны Luxilon сделали для его игры. Густаво улыбнулся и начал загибать пальцы: "Три титула Открытого чемпионата Франции и одна победа на Итоговом первенстве АТР", - сообщил Куэртен со своей знаменитой улыбкой на лице. Возможно, сердце, нарисованное им в Париже, адресовалось не только красному грунту и болельщикам, но и менее заметным элементам теннисной индустрии".