Сумерки идолов, или как философствуют ракеткой. Часть 3
Поражение Серены Уильямс в полуфинальном матче Открытого первенства США не только помешало ей завоевать календарный "Большой шлем", но и стало настоящим шоком для теннисных болельщиков по всему миру. Американский журналист Тодд Хейслер рассказывает историю того, как первая ракетка мира пыталась справиться с волнением в течение двух недель US Open. Предлагаем Вашему вниманию финальную часть материала издания The New York Times.
"Парковка перед отелем St.Regis на Манхэттене была заполнена чёрным лимузинами. Считанные часы отделяли Серену и Винус Уильямс от встречи в четвертьфинале Открытого первенства США. Серебряный Mercedes из тех, что обычно привозят игроков на территорию теннисного центра Билли Джин Кинг прибыл к центральному входу гостиницы.
St.Regis - это место с белыми мраморными полами, латунной дверью, хрустальными подсвечниками, фресками и тяжёлыми шторами. Портье в униформе обязательно носит специальную шапочку. А клаб-сэндвич в холле отеля стоит $33.
На разных этажах гостиницы Серена и Винус Уильямс расположились в собственных номерах с кухней. У них бы общий повар, который готовит исключительно для них, упаковывая еду Серены в зелёные пищевые контейнеры, а блюда Винус - в оранжевые.
Сёстры провели большую часть этих двух недель изолированными в своих комнатах, иногда отдыхая вместе. У них был общий физиотерапевт, прибывший из теннисной академии Муратоглу во Франции. Специалист работал исключительно в номерах спортсменок.
Родственники теннисисток остановились в другом отеле, стараясь сохранять дистанцию, но готовые примчаться по первому зову.
"Она просто пишет мне, спрашивает о самочувствии и предлагает приехать", - рассказала сестра спортсменок Айша Прайс.
Родственники всегда приходили небольшими группами и старались сократить время визита к минимуму. Сами встречи проходили после полудня между матчами.
"Обычно я просто приходила поприветствовать их, а потом сразу шла домой", - рассказала мать теннисисток Орасин Прайс. "Серена и Винус слишком сосредоточены на игре. Не хочу каким-то образом помешать им. Они уже взрослые, что я могу сделать".
Серена Уильямс проводила свободное время за просмотром телевизора и криминальных сериалов, которые она скачивала на свой ноутбук. Также американка иногда смотрела теннис. В прошлые годы, когда ей надоедал спокойный распорядок дня, Серена устраивала вечеринки с караоке, на которые приглашались все члены семьи. В этот раз такого не было.
"Серена лучше всех знает, как нужно готовиться к матчам", - отметила Айша Прайс. "Сейчас ей нравится просто находиться в одиночестве, наслаждаясь тишиной".
На День труда Уильямс-младшая наконец-то решилась выйти из отеля. Папарацци заметили её пьющей чай в итальянском ресторане с Ким Кардашьян.
На следующий день, в 15:33 вслед за Хоптом Серена вышла из прохладного лобби отеля на раскалённый воздух Манхэттена. На её плечах висели две сумки: большая с ракетками, и маленькая - с Чипом.
Спортсменка остановилась лишь один раз - чтобы дать автограф маленькой девочке, которая прождала её почти час. Вокруг засверкали фотовспышки: фотографам было интересно даже то, как Серена садится в машину. Хопт положил все сумки теннисистки на заднее сиденье, а сам уселся рядом с ней.
Спустя тридцать секунд автомобиль отъехал, а ещё через пятьдесят четыре минуты прибыл к воротам центрального корта US Open. К этому времени толпа возле отеля разошлась, будто ничего и не происходило.
Ещё один Mercedes с логотипом "мэйджора" въехал на уже свободную парковку. Наставник Уильямс-старшей Дэвид Уитт и ещё двое участников её команды стояли на тротуаре с оранжевыми пищевыми контейнерами в руках.
В 15:55 Винус вышла их отеля. Никто не останавливал её с просьбой сфотографироваться или дать автограф. Уильямс-старшая спокойно села в микроавтобус и отправилась в парк Flushing Meadows.
Сёстры Уильямс встречались в профессиональных матчах двадцать шесть раз, из них тринадцать - на "мэйджорах". Каждый из этих поединков получался крайне интересным для зрителей, но мучительным для спортсменок. Невелика радость от того, что одна из них проходит дальше по турнирной сетке, одолев другую. Вопрос, с которым они чаще всего сталкивались после подобных матчей - "На что это похоже?"
Обе теннисистки всегда отвечали одинаково: на корте отношение к сестре такое же, как и к остальным оппоненткам. Ни никто не верил, что теннисная сетка может разделить кровные узы.
Винус Уильямс уже тридцать пять, и от последнего титула "мэйджоров" её отделяют семь лет. Тем не менее, она проводит свой лучший с 2010 года сезон. В 2011 году Винус узнала, что страдает синдромом Шёгрена - аутоиммунным заболеванием, вызывающим боль в суставах - и отказалась от участия в US Open. С тех пор ей не удавалось повторить свои прошлые успехи. В текущем сезоне Уильямс-старшая стартовала на "мэйджоре" в Нью-Йорке в ранге двадцать третьей ракетки мира, и ожидала от послематчевых пресс-конференций исключительно вопросов о квесте Серены.
Тем не менее, Винус выиграла свои первые три матча. И даже одолела Белинду Бенчич, которая нанесла обидное поражение её младшей сестре в Торонто.
В четвёртом круге US Open Серена и Винус играли на соседних кортах теннисного центра имени Билли Джин Кинг. Их старшая сестра Линдеа Прайс, как и большинство членов семьи входящая в число Свидетелей Иеговы, отправила каждой из них по стиху из Библии. Для Линдреа это уже стало традицией.
"Будь смелым, ничего не бойся, потому что Иегова всегда с тобой, - написала Прайс.
Винус с лёгкостью одолела 19-летнюю Анетт Контавейт - 6/2, 6/1. Дверь корта отворилась, и поток тёплого воздуха и шума трибун понёс Уильямс-старшую на поединок младшей сестры. Серена как раз направлялась к корту для участия в матче с 20-летней Мэдисон Киз, получившей двадцатый номер посева, и казавшейся готовой взять реванш за поражение в полуфинале Australian Open.
Винус и Серена прошли мимо друг друга плечом к плечу, ни сказав ни слова. Вне корта они невероятно близки, но на территории теннисного центра это никак не проявляется.
Уильямс-младшей не потребовалось много времени, чтобы одолеть Киз в двух сетах.
"Мы все были очень расстроены тем, на какой стадии встретились Серена и Винус", - рассказала Айша Прайс. "Но это значит, что они обе играли достаточно хорошо, чтобы выйти в четвертьфинал. Позитивным моментом стало то, что одна из них точно выйдет в 1/2 финала".
Статистика личных встреч говорила в пользу Уильямс-младшей: 15:11 в карьере и 8:5 на "мэйджорах". (Среди участниц WTA-Тура лишь Мартина Навратилова и Крис Эверт чаще встречались на турнирах "Большого шлема). Но в детстве Серена очень редко побеждала старшую сестру.
"Мне предстоит сразится с, как мне кажется, сильнейшей теннисисткой на турнире. Такие матчи не бывают простыми", - отметила Серена. "Она часто обыгрывала меня, больше чем любая другая оппонентка. Винус знает, как победить меня, потому что хорошо знакома со всеми моими слабостями".
"Такое ощущение, что я играю с отражением в зеркале", - добавила Уильямс-младшая.
Следующим утром они прибыли на турнир по отдельности, но тренировались на соседних кортах, как и в детские годы, годы Ричард Уильямс и Орасин Прайс работали каждый с одной девочкой.
"Это безумие, как они могут тренироваться рядом," - прошептал один из зрителей, наблюдавших за разминкой спортсменок.
Теннисистки не смотрели одна на другую. Серена провела свою самую длительную тренировку на "мэйджоре" - 2 часа 20 минут. Они прибыла на корт за 30 минут до Винус и покинула корт через полчаса после того, как та ушла. Серена предпочла перейти на площадку, на которой работала её сестра, после того, как её место занял Энди Маррей.
Между тем, Серена и Винус по-прежнему не проявляли близость на публике. Хотя они и провели часть утра перед четвертьфиналами в St.Regis вместе со своим племянником Джейром. Джейр - сын их сестры Итанд, которая была убита в Комптоне двенадцать лет назад.
В день поединка сёстры Уильямс тренировались недалеко друг от друга. Между ними были всего два корта. Серена начала работать раньше, но и закончила первой.
Большую часть полуторачасового перерыва перед матчем Уильямс-младшая провела в небольшой комнатке возле тренажёрного зала. Она не контактировала ни с кем из родственников, которые отдыхали в тренерском помещении. Ким Кардашьян в компании угрюмого телохранителя сидела там же. Орасин Прайс отсутствовала (пытаясь избежать лишнего стресса, она следила за происходящим по телевизору). Ричард Уильямс в текущем сезоне не посещал турнир.
Серена съела ужин, привезённый из отеля. Несколько лет назад Шилстоун помог ей разработать средиземноморскую диету из рыбы, курицы и клетчатки. Всё последующее время перед матчами Уильямс-младшая ест только цыплёнка, коричневый рис и "лёгкие овощи". Хотя в последнее время она начинает отдавать предпочтение рыбе.
В 17:30 диетолог принёс ей так называемые "Суши Серены": краб, коричневый рис и огурец. Главное - чтобы без авокадо, на который у спортсменки аллергия. В течение нескольких дней, Шилстоун обходился без огурца, потому что американские новости твердили об опасности сальмонеллы. Также специалист предложил теннисистке два апельсина - этот ритуал повторяется с её детских лет.
За пятнадцать минут до начала поединка под строгим присмотром Шилстоуна Серена надела наушники и размялась в тренировочной комнате. Физиотерапевт руководил каждым движением спортсменки.
Сёстры вышли на корт. Винус появилась первой, чтобы разогреть болельщиков перед выходом Серены. Зрители на US Open не доверяют промоутерам, предпочитая полагаться на свои впечатления. Многие важные матчи проходят при пустых трибунах. Тишина необходима во время розыгрышей. Поэтому важнейшие моменты турнира обычно сопровождаются саундтреком проезжающих неподалёку от стадиона поездов. Но при выходе спортсменок на корт трибуны традиционно ревут. Часто правила нарушаются, потому что зрители позволяют себе кричать во время наиболее интересных розыгрышей, но в таких случаях ситуация быстро успокаивается.
Муратоглу занял привычное для себя место во втором ряду рядом с Пулом и перед Хоптом. Агент сестёр Джилл Смоллер сидела в первом ряду. Члены семьи, которые традиционно располагаются в зонах игроков, были рассредоточены по трибунам, не желая занимать чью-то сторону.
Поединок получился великолепным с точки зрения удовольствия от просмотра. Возможно, даже стоящим финала, но без напряжения и неожиданных поворотов. Каждая из теннисисток отличилась брейком - Серена в первом и третьем сетах, а Винус - во втором. Но этого не хватило для создания должной интриги.
Результат матч удовлетворил всех - три партии. Было ясно, что Винус снова в игре, а Серена продолжает путь в историю. Сёстры старались не обмениваться взглядами, разве что с безопасного расстояния, когда между ними находился корт. Но, когда всё закончилось, Серена обняла казавшуюся маленькой Винус и улыбнулась. Уильямс-младшая выглядела освобождённой.
Когда Серена на автопилоте пришла на пресс-конференцию, была уже практически полночь. Через десять минут итальянский журналист спросил, почему она выглядит такой недовольной.
"Сейчас 23:30", - подчеркнула американка. "Если быть кристально честной, я не хочу тут находиться. Я бы хотела оказаться в кровати прямо сейчас. Мне нужно проснуться пораньше, чтобы успеть на тренировку. Нет сил отвечать на эти вопросы, потому что вы всё равно повторяете одно и то же".
После этого Серена улыбнулась.
"Понимаете, вы просто не делаете ничего интересного", - пояснила она.
Через две минуты, Уильямс-младшая уже выходила из комнаты для общения с прессой. Тогда казалось, что он важнейшей победы в карьере её отделяет всего два матча.
Следующий день начался как обычно, теннисисты, их окружение и болельщики, ходили вокруг корта Артура Эша, но вскоре все узнали, что у погоды свои планы. Матчи перенесены из-за дождя.
Изначально женские полуфиналы были запланированы на ночь четверга. Примерно в 15:15 было объявлено, что они переносятся на пятницу. Автомобиль, ожидавший Серену возле отеля St.Regis, был отослан обратно пустым. Спустя пятнадцать минут после этого Серена и Хопт отправились на крытые корты, чтобы провести вечернюю тренировку. Муратоглу, Пул и Шилстоун уже ждали их там.
Там же группа собралась и в пятницу утром. И вот тогда Муратоглу не понравилось выражение лица Серены.
"Вчера всё было иначе", - рассказал тренер. "Это проявилось только сегодня. Вы знаете, каждый раз спортсмены просыпаюсь с разным настроением. Ведь они обычные люди. Я понимал, что сегодня - неподходящий день для матча. Знал это с того момента, как увидел её".
Первый полуфинальный матч немного разочаровал всех болельщиков и мог послужить предостережением для Серены. 33-летняя Флавия Пеннетта, получившая 26-й номер посева, одолела Симону Халеп - 6/1, 6/3. Американке оставалось лишь взять верх над Робертой Винчи, которую она обыгрывала в двух сетах в каждой из четырёх личных встреч, учитывая матч, проведённый месяцем ранее в Торонто. Ставки на победу Винчи составляли двадцать пять к одному.
Чтобы завоевать календарный "Большой шлем", Серене не нужно было побеждать кого-то, посеянного выше девятнадцатого номера.
Но она упустила уже первую свою подачу. Уильямс-младшей удалось собраться и выиграть первый сет со счётом 6/2, но её теннис был далёк от идеального и выглядел лишённым обычного агрессивного духа. Серена потерпела поражение во второй партии, но даже тогда никто не верил, что она не сможет выйти в финал. Американка выглядела, как играющая кошка.
Винус сидела во втором ряду игровой зоны позади матери и рядом с Линдреа. Серена пыталась поднять уровень своего выступления, сопровождая каждый удар громкими возгласами, будто бы призывая тело совершить подвиг. Но Винчи действовала безошибочно, а длительные розыгрыши подходили выверенной и спокойной игре итальянки. Когда Роберта победила во втором сете, Уильямс тихо подошла к своему стулу, села и так же молча сломала ракетку, выбросив её остов за спину.
В начале третьей партии Серена повела со счётом 2/0, и теннисный мир будто бы вернулся на свою орбиту. Но после она продолжила невнятно проводить гейм-пойнты. Муратоглу нервно запускал пальцы в волосы, потрясая руками в воздухе, когда его подопечной всё-таки удавалось провести успешную атаку. Зрители нервно хихикали, разделившись на две группы: тех, кому не удавалось скрыть расстройство, и тех, кто был поражён действиями итальянки.
При счёте 5/4 в свою пользу Винчи подавала на матч и выиграла все четыре очка. Пока она купалась в овациях трибун, Уильямс схватила свою сумку и тренировочный жилет и спешно покинула корт, на прощание помахав трибунам.
"Я же говорила вам, что не испытываю давления", - кратко подчеркнула Уильямс на пресс-конференции, которая продолжалась менее четырёх минут. "И никогда не испытывала. Не знаю, в чём дело. Никогда не думала, что обязана побеждать тут. С самого начала это вам говорила".
Винус несла сумку сестры вдоль по холлу. Орасин Прайс покинула арену, не сказав ни слова. А Серена в одиночестве бежала по теннисному центру, бросив извинения другу, которого она встретила. Она вышла из ворот спорткомплекса и села в автомобиль. Впервые за долгое время Серена ехала домой одна".