Наоми Осака затеяла бессмысленную борьбу, которая делает хуже всем. Объясняем, почему

31 мая 2021
Новости тенниса

"Ролан Гаррос" ещё не начался, а мы уже получили один из главных сюжетов женского турнира, который мог повлиять не только на формат сетки, но и на следующие турниры и положение дел в Туре: японка Наоми Осака заявила, что не собирается общаться с журналистами в Париже.

Почему? "Люди вообще не думают об эмоциях спортсменов. Я смотрю пресс-конференции, и чётко это понимаю. Вы задаёте одни и те же вопросы или заставляете сомневаться в себе. Я не буду тратить время на таких людей. Люди плачут на пресс-конференциях!"

Японка говорит, что беспокоится о психологическом состоянии спортсменов и в целом за всё хорошее, но при этом допускает ряд ошибок - логических, этических и организационных. Попытаемся разобраться, в чём Наоми не права и что вообще происходит.

Ошибка первая

Не очень понятно, чего Наоми хочет? Пока что Осака постулировала очевидные вещи: 

1. Некоторые журналисты в неё не верят. На таких людей она тратить время не хочет.
2. Иногда журналисты задают одинаковые вопросы - пресс-конференции не имеют смысла.
3. Спортсмены плачут на пресс-конференциях - это жестоко, пресса будто бы бьёт лежачего.
4. Никто не принимает во внимание психологическое состояние спортсменов.

Ошибка Наоми в том, что она не предлагает ничего. Сейчас кажется, что Осака хочет лишь одного - чтобы теннисистам разрешили не ходить на пресс-конференции. Но это не решит проблему ни по одному из пунктов, затронутых Осакой.

1. Журналисты и не должны болеть за спортсменов. Это не её друзья, не её фан-клуб и не её близкие люди. Журналисты должны вовремя прийти на мероприятие, задать вопрос в вежливой форме и без ошибок и искажений передать слова игрока. Возможно - сопроводить собственным мнением.

Осака может выбирать своё окружение, может не дружить с людьми, которые не поддерживают её или банить фанатов, с которым не согласна. Но глупо требовать от журналистов "верить в Наоми Осаку". Это разрушит основу журналистики - объективность.

2. Да, однообразные вопросы случаются. "Поздравляю с победой, что можете сказать о матче и что думаете о следующей сопернице" - эти фразы вы услышите на любой пресс-конференции. Шарапова, Осака, Алисон ван Уйтванк, Серена, Паула Бадоса - не важно, есть "джентльменский набор" фраз, без которого не обойдётся ни один диалог с игроком.

Раздражает ли это спортсменов? Некоторых - вероятно, да. Но стоит понимать, что это - послематчевая пресс-конференция. Основной контекст - турнир, матч, этот и следующий соперники. Журналисты приезжают освещать турнир, в зале работают представители турнира, на пресс-конференции есть модератор, который прервёт вопросы о личном, политическом или о том, что ему не понравится.

К тому же, многие спортсмены в целом не стремятся посвятить мир в подробности своей личной жизни: не выкладывают семейные фото, не ведут подробный инстаграм-дневник и мало рассказывают о своих интересах. Профили игроков на сайте WTA выглядят как "любит смотреть кино, гулять с друзьями и путешествовать" не потому что среди работников Тура не нашлось ни одного человека, способного задать другой вопрос. А потому что значительная часть игроков не может или не хочет дать более интересную информацию. Это замкнутая на себе система: игроки не хотят говорить о личном, игроки жалуются на однообразные вопросы о матчах, игроки снова не хотят говорить о личном. Когда на пресс-конференции кому-то задают вопрос: "Мы с вами ещё особо не знакомы - расскажите о себе", - человек теряется и рассказывает максимально скучные факты из биографии: родился, тренировался, приехал на турнир из такой-то страны. 

В этой же жалобе Осаки кроется более глубокая проблема: по сути, она ставит себя выше определённой категории людей - журналистов. Наоми говорит что-то в духе: "Мне не нравится, как вы работаете, так что я не буду вознаграждать вашу работу. Пресс-конференции не нужны". Если замыкать этот подход только на журналистах, получается, что они - низшая каста без прав. Никто ведь не предлагает не выплачивать игрокам, чьи матчи кажутся вам скучными, а теннис - ужасным и безыдейным, призовые? Это абсурдная идея, поскольку существует договорённость: игроки проводят матчи и ходят на пресс-конференции, организаторы предоставляют условия, обеспечивают безопасность и платят обещанные призовые и контрактные деньги, журналисты освещают турнир, упоминают спонсоров, привлекают внимание игроков к турниру. Наоми Осака для тенниса важнее любого журналиста, но она предлагает поставить игроков в доминирующую позицию. Без обоснований.

3. Это уже более важный момент. Психологическое здоровье важно. Проблема в том, что Осака ничего не говорит о том, как нужно работать с психологическим здоровьем игроков. 

Сегодня все четыре "Шлема" выпустили заявление, в котором заявили: мы пытались начать диалог и выяснить конкретные предложения Осаки, но не смогли - японка просто не ответила. После первого комментария Наоми пресс-служба WTA напомнила: в Туре есть психологи, к которым может обратиться любой желающий.

Наоми не предлагает реформировать эту систему. Не предлагает каким-то образом снизить нагрузки на игроков, не предлагает ограничить снизу возраст, в котором можно становиться профессионалом, не предлагает обязать турниры держать в штате нескольких психологов и даже не предлагает Тур обязать проводить психологические тренинги для молодых игроков. Осака говорит лишь одно: я не хочу ходить на пресс-конференции. Это не убирает давление из жизни игрока, это не учит подростков принимать поражения и не убирает слёзы из жизни спортсменов. 

Мы почитали материалы после поражений Осаки на больших турнирах и не нашли ни одной пресс-конференции, где была бы сколько-то жёсткая критика, сомнения в её уровне и давление от прессы. Медиа всегда любили японку - она была застенчивой, открытой и шутливой. Все отвечали ей взаимностью.

Два года назад Осака победила 15-летнюю Кори Гофф на US Open. Гофф разрыдалась, и Наоми весьма своеобразно решила проблему - предложила Кори дать совместное интервью на корте. Это буквально то же, на что жалуется сама Осака. Она вывела плачущего человека в центр корта, под камеры. Девочку, которой даже не было 16. Тогдашняя аргументация Осаки тоже не сходится с нынешними жалобами: "Всё лучше, чем уходить и рыдать в раздевалке. Поговори о своих чувствах". 

1

Это этически спорное поведение, о котором Наоми никогда больше не вспоминала. 

4. Психологическая устойчивость - одна из составляющих карьеры спортсмена и жизни человека. Это не значит, что игроков нужно провоцировать или унижать в трудные моменты, конечно нет. Но журналисты не могут предсказать реакцию и угадать эмоции игрока после матча. Теннисисты могут не отвечать на вопросы, могут отделываться дежурными фразами, могут прерывать пресс-конференции.

Могут даже не приходить на них. Винус проиграла в первом круге Australian Open, Винус расстроилась и не пришла говорить с журналистами. Её оштрафовали и напомнили, что не стоит так делать. Это в целом нормальная ситуация - она прописана в правилах. Теннисистов не дисквалифицируют, не отстранят от спорта и не лишат всех призовых, если они не придут на пресс-конференцию после трудного поражения. Такие случаи были, и они забывались на следующий день. Осака прямо заявила о своих намерениях, сделав это до турнира. Она ещё не проиграла и не знает, с чем столкнётся. Но уже говорит, что не хочет выслушивать ничего от людей, которые в неё не верят. Это банальное предубеждение, надменность и в какой-то степени лицемерие. Осака действительно на грунте не показывает того уровня, что на харде, и это факт - результаты это подтверждают. Но Наоми уверена, что столкнётся с банальными вопросами, критикой журналистов и давлением - это предубеждение, Осака не может этого знать.

Ошибка вторая

Кстати, зачем вообще нужны пресс-конференции? Нет, не только журналистам. Нет, не чтобы дотянуться до атлетов и хайпануть. Ну, не только.

Болельщикам не нужен только спорт. Интересны не только удары по мячу, подача и приём. Люди хотят ассоциировать себя с атлетами, узнавать об их эмоциях и устанавливать связь, основываясь на схожестях или различиях в мышлении. Хотят слышать смешные моменты, шутки игроков. Узнавать тактические детали, факты о тренировках и состоянии здоровья. Некоторые считают, что могут использовать это в ставках. Некоторые - подпитывают ощущение вовлечённости. Некоторые просто хотят знать абсолютно всё о кумире. Турниры хотят, чтобы их спонсоров чаще упоминали и показывали. Чтобы об их турнирах писали больше, чтобы слова "Ролан Гаррос" заполняли медиасферу, чтобы хэштеги выводились в топ, а кликбейтные заголовки привлекали внимание людей. Это помогает развитию бренда, помогает заключать более выгодные контракты и получать больше денег. А затем - давать больше денег спортсменам. До пандемии призовые росли каждый год. Вместе с развитием социальных сетей и способов знакомить болельщиков с игроками и особенностями турниров. 

Интерес людей - это внимание, которое они уделят проекту и сопутствующим ему товарам. Это время, которые они потратят на обработку информации о проекте. Это деньги, которые принесут проекту - прямо или косвенно. И интерес строится не только на тезисах "Хуберт Гуркач проиграл Ботику ван де Зандшульпу". Людям нужны истории - данные, которые помогут ощутить связь с объектом интереса и понять, что происходит у того в голове.

Осака говорит что-то в духе: "Давайте от этого если не откажемся, то будем давать болельщикам желаемое в тех случаях, когда у меня будет настроение". Осака не говорит о последствиях, не предлагает альтернативы (сократить призовые ради развития программы психологической помощи) и не предлагает заменить пресс-конференции на обязательные активности с пресс-службой турнира. Она просто говорит: "Давайте выберем линию поведения, из-за которой турниры будут зарабатывать меньше денег - возможно, позже, но меньше". Ведь Осака - не единственный игрок, который предпочтёт восстановление, тренировку или возможность поспать лишние полчаса ответам на вопросы формата "Ну что, как вам матч?" Что останется у турнира без игроков в медиасфере? Матчи, да. Матчи все смотрят. Что останется через 10 лет, когда болельщики забудут, что говорят игроки и не будут иметь ни единого основания, испытывать с ними связь?

1
Люди хотят контент. Хотят смеяться над такими картинками и улыбаться вместе с Шараповой. Турниры хотят, чтобы у них было это внимание.

Ошибка третья

Также Наоми выбрала не лучший формат ведения борьбы с устоями. Ультиматумы и спорные решения хорошо работают, когда они становятся концентрацией назревающих в обществе настроений. Осака же не стала жертвой, не повела за собой людей и не выразила общее мнение. Зверев шутит над Наоми, судья смеётся. Виландер советует Осаке не приезжать на турниры, если она не готова играть по правилам. Бенчич говорит, что работа - это работа, а Осака не думает, что говорит. Веснина по-матерински напоминает: японка ещё так молода и категорична. 

Осака не объединила никого и не выразила ничьё мнение. Молодые игроки смеются или относительно жёстко выражают несогласие. Возрастные ребята или качают головой, или жёстко стоят за устои. Топы просто хотят славы и денег. Пресса? Поддержат ли люди идеи лишиться части работы и интереса к своим изданиям? 

При этом Наоми даже ничем пока не жертвует. Она - самая зарабатывающая спортсменка мира. Её поступок лишён символизма. Призовые за второй круг "Шлема" перекроют все прописанные в правилах штрафы за отказ от пресс-конференций. У Осаки нет возможности начать и выиграть классовую борьбу: коллеги её не поддержали, а болельщики не поддержат - им нужны эмоции игроков и часто непонятны жалобы на трудности.

Также Осака выбрала не лучшего противника. WTA пожертвовала Шараповой, когда та решила пойти на конфликт. Даже в год бана Шарапова (хоть и была немного "не та") обладала огромной фан-базой, работающим бизнесом и влиянием на теннис. Но Тур пошёл на конфликт и показал, что организация важнее одного игрока. Правила - это правила, но не стоит начинать скандал и лишать всех денег. Наоми - очень крутая теннисистка, она популярна в Азии и у неё невероятный маркетинговый потенциал. Но здесь ей будет трудно положиться на широкие массы болельщиков - она идёт против общих интересов, ничего не предлагая замен. Кто её поддержит? Трудно сказать. Пока что не поддержали даже теннисисты, которым должна помогать её инициатива.

Игроки в сюжете: Осака Наоми Шарапова Мария
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке