Герои тенниса. Начало прекрасной эпохи. Часть 2
На современном этапе развития тенниса на колясках главной задачей игрока является найти в себе силы, чтобы решиться провести первую игру. Даже юные спортсмены, могут испытать себя на корте. Однако, так было не всегда. Американский теннисный обозреватель Энди Фридман рассказывает историю создания и развития тенниса для людей с ограниченными возможностями. Предлагаем Вашему вниманию продолжение материала американского сайта Tennis.com.
"Некоторые пионеры спорта считают, что развитие и стремительный скачок популярности тенниса на колясках - это исключительно американский феномен. "Когда я прибыл в Соединённые штаты в 1981 году, первым, что меня по-настоящему поразило, было то, что многие ребята на улицах просто улыбались мне, показывая поднятые вверх большие пальцы. Просто из-за того, что я сам управлял своим креслом. Это было очень приятно", - рассказывает Жан-Пьер Лимборг - француз, прилетевший в Калифорнию после того, как он услышал о разработки новой модели кресла Quadra.
Идея Лимборга получила неожиданное развитие: он остался в США на дополнительные четыре месяца, приняв участие в шести соревнованиях для людей с ограниченными возможностями. "Во Франции после выписки вам выдают список действий, которые теперь навсегда для вас запрещены. Задачей французских докторов является воспитать жалость внутри пациента", - отмечает Жан-Пьер. "В США же всё наоборот. Здесь вы воспринимаетесь как герой, который должен справляться с трудностями. Американская культура воспринимает героя как человека, у которого выбили почву из-под ног, но который смог встать".
Но Лимборг сделал даже больше, чем обычное участие в нескольких турнирах. Он принял решение популяризировать теннис для людей с ограниченными возможностями у себя на родине, во Франции. Конечно, это было нелегко. Подобно многим игрокам-колясочникам, выступавшим на заре спорта, Жан-Пьер столкнулся с противостоянием небольших клубов, директора которых опасались, что колёса кресел нанесут непоправимый ущерб покрытию их кортов. К сожалению, данная проблема целиком не решена и по сей день, хотя было разработано покрытие колёс, предотвращающее оставление следов на харде, и специальная резина, целью изобретения которой было сохранение травяного покрова корта.
У себя на родине Лимборг играл просто великолепно. В течение следующего после прибытия из США года он победил в 15 матчах из 20. По словам Жана-Пьера, поворотным моментом для популяризации тенниса для колясочников стало то, что звезда французского тенниса Янник Ноа согласился принять участие в соревнованиях для людей с ограниченными возможностями в 1982 году. По воспоминаниям Лимборга, это привело на трибуны более трёх тысяч болельщиков, которые наблюдали за тем, как будущий триумфатор Открытого первенства Франции обменивается ударами с колясочниками.
Последствия данного поединка возымели широкое воздействие на общество. Чантал Вандирендонк, в своё время бывшая подающим надежды юниором, попала в аварию, которая оставила её парализованным. Её отец, видевший по телевизору фрагмент поединка между Ноа и Лимборгом, упомянул в разговоре с Чантал это как возможность вернуться на корт. Вандирендонк посетила Жан-Пьера в Париже, после чего вернулась домой в Нидерланды и начала тренироваться с другими колясочниками. Чантал не прекращала работать и стала пятикратным паралимпийским чемпионом, и в июле 2013 её имя было введено в Международный зал теннисной славы.
По информации ITF, к 1985 году более чем полторы тысячи спортсменов-колясочников участвовали в сорока официальных турнирах в Соединённых штатах. И эта статистика отображает лишь игроков одиночного разряда. В этом же году были созданы первые командные соревнования, такие как World Team Cup, на котором выступали национальные сборные. Также впервые был проведён турнир Japan Open и создана Европейская федерация тенниса на колясках - EWTF.
В начале 1990-х годов теннис для людей с ограниченными возможностями перешёл под эгиду ITF. В феврале 1991 года Эллен де Ланж, бывшая в то время второй ракеткой мира среди колясочниц, была назначена на должность главного менеджера по вопросам тенниса на колясках в ITF.
"Тот факт, что Международная федерация тенниса взяла на себя ответственность за наш вид спорта, оказал огромное влияние на его распространение и развитие по всему миру", - рассказывает де Ланж, сейчас являющаяся одним из послов ITF по вопросам тенниса для колясочников. "Благодаря контактам Федерации, таким как национальные министерства, спонсоры, организаторы турниров "Большого шлема", мы смогли войти в те двери, которые ранее всегда были для нас закрыты".
Профессиональный спорт приносит своим чемпионам мировую славу и если не состояние, то хотя бы возможность полностью покрывать свои расходы. Однако, есть люди, которые о таком только мечтают. Специальный Фонд колясочного тенниса при ITF выполняет свою миссию по распространению данного вида спорта по всему миру, фокусируясь на развивающихся странах. И сложность задачи напрямую зависит от места организации турнира или основания теннисного клуба. По словам Марка Баллока, являющегося главным менеджером ITF по вопросам тенниса на колясках, перед тем, как он и его коллега могут непосредственно выйти на корт, они должны сначала уничтожить все барьеры, окружающие людей с ограниченными возможностями.
"Во многих развивающихся странах люди с инвалидностью, к сожалению, невероятно бедны, потому что не получают должного уровня поддержки от государства. А их семьи просто отказываются от них", - рассказывает Баллок. В качестве примера он указывает на Гаити, где слово "кокобай", обозначающее человека с ограниченными способностями, является синонимом слова "бесполезный", "ненужный". Первым шагом во многих странах, в который ITF разворачивает свою деятельность, является изменение отношения к колясочникам.
Баллок очень часто рассказывает историю о том, как он осуществлял благотворительную миссию в Нигерии, где молодая девушка из общины сообщила ему, что очень заинтересовалась возможностью играть в теннис для колясочников. Когда Марк встретил её, он обнаружил, что она никогда не покидала улицу, на которой родилась. Девушка приняла предложение присоединиться к клинике, основанной ITF после того, как увидела, что может исполнять на корте медицинское кресло, подаренное ей одной благотворительной организацией три года. Ранее она просто не видела какого-то смысла выезжать на улицу. Марк отмечает, что девушке удалось добиться неплохих показателей в спорте. "Она не стала профессиональным игроком, но регулярно выезжает на корт. Теннис изменил её жизнь. Я знаю много таких историй".
Главный менеджер по теннису для колясочников в Ассоциации тенниса Соединённых штатов Дэн Джеймс, тесно сотрудничающий с Баллоком, принимал участие во многих подобный поездках. Он называет их "феноменальным жизненным событием, после которого нельзя остаться прежним". "Они действительно могут доказать любому, что спорт - это не просто игрушки для развлечения", - отмечает Дэн.
И Баллок, и Джейс заявляет, что чем дольше ты занимаешься, тем меньше внимания обращаешь на кресло. То же относится к наблюдению за теннисистами. По мнению функционером, с какого-то момента любой поединок колясочников невозможно отличить от профессионального матча.
Баллок говорит, что мечтает о мире, в котором всё больше и больше людей с ограниченными возможностями начинают заниматься спортом. В идеальном мире Марка никого не удивит зрелище профессионального атлета, выступающего бок о бок с колясочником. "Даже в Великобритании, где оснащение спортсменов и кортов находится на очень высоком уровне, мы часто получаем вопросы о том, не испортят ли игроки корт. Я же мечтаю о словах "Конечно, ребята. Играйте сколько влезет", но до этого пока очень далеко", - отмечает Баллок.
На профессиональном уровне в данный момент ситуация обстоит гораздо лучше. Спорт стал частью паралимпийском программы, крупнейшие турниры транслируются по национальным телеканалам, что способствует популяризации игры. Более всего радует то, что количество соревнований для юниоров с каждым годом только растёт. "Мэйджоры" среди колясочников становятся знаковым событием в мире тенниса и освещаются на официальных сайтах традиционных турниров. Призовые победителей уже позволяют им перестать думать о необходимости искать работу, позволяя совершенствовать свои умения безгранично.
Де Ланж, которая, по её словам, в начале работы в 1991 году "имела только стол и телефон, поэтому не знала, с чего начать день", отмечает, что иногда не знает, чем будет заниматься после того, как завершит все дела. "Однако, к счастью, всегда появляется новая задача, требующая моих усилий. Я рада, что мы добились прогресса, но я хочу продолжать работать", - заявляет функционер.
"Главное изменение в том, что спорт стал гораздо более профессиональным", - отмечает Де Ланж. "В свои ранние дни лишь немногие тренеры не сторонились колясочников, было создано лишь несколько турниров, у которых не было иностранных спонсоров и вообще не было призовых. Сейчас же теннис для колясочников распространяется по всему миру. Однако, далеко не все мои мечты исполнились. Передо мной всё ещё стоит множество задач. Нам всем предстоит преодолеть длинный, но интересный путь. Конец прекрасной эпохи пока что не настал", - заявляет Эллен".