Энциклопедия Wimbledon. Часть вторая - место проведения
В преддверии стартующего 24 июня Уимблдона Портал GoTennis.ru продолжает цикл очерков, посвящённых интересным фактам о третьем в сезоне турнире "Большого шлема". О великом чемпионе и неудачливом пророке, о раздвижных крышах и невезучих чемпионах, о “Холме Хенмана” и “Поле Маррея”, а также о многом другом - во второй части проекта "Энциклопедия Wimbledon".
Существует популярное заблуждение, что Уимблдон никогда не менял место своего проведения. С одной стороны, здесь присутствует доля правды - старейший теннисный турнир на планете никогда не покидал границ небольшого британского городка, пригорода Лондона, известного под почтовым индексом SW19. С другой - историческим местом, где в 1877 году впервые были проведены соревнования, была улица Уорпл-роуд. Именно там располагался основанный в 1868 году Всеанглийский клуб крокета.
По словам первого триумфатора Уимблдона, Спенсера Гора, “лаун-теннис никогда не станет настолько популярным, как остальные наши великие игры”. Первый чемпион оказался никудышным пророком - уже в 1882 году теннис был настолько известен в стране, что крокет пришлось даже выбрасывать из официального названия клуба, ведь подавляющее большинство членов занимались исключительно теннисом. Правда, затем его вернули - но только для исторической преемственности. И, разумеется, просто для красоты.
Территориальное устройство Всеанглийского клуба на Уорпл-роуд было концентрическим - все площадки размещались вокруг Центрального корта, так что стадион полностью оправдывал своё название. В 1908 году травяные площадки Всеанглийского клуба приняли у себя теннисный турнир Лондонской олимпиады, но уже тогда стало понятно, что спорткомплекс требует расширения. То, что было вполне приемлемо для конца девятнадцатого столетия, в двадцатом веке выглядело слишком скромно.
После Первой мировой войны требования к расширению стадионов усилились. Тем более, что на соревнования стали приезжать звёздные иностранцы, а количество зрителей, желающих насладиться игрой великих американца Билла Тилдена и француженки Сюзанн Ленглен было таковым, что старенькие трибуны Центрального корта на Уорпл-роуд просто не вмещали всех болельщиков.
Решение было найдено и с 1922 года Всеанглийский клуб лаун-тенниса и крокета переехал на соседнюю улицу Уимблдона - Чёрч-роуд, где обрёл постоянную прописку вплоть до наших дней. На новом месте был построен обновленный Центральный корт, правда, уже не в геометрическом центре спорткомплекса - прямо вплотную к его стенам был возведён Корт №1.
До 2001 года газоны уимблдонских кортов состояли на 75% из плевела многолетнего и еще на четверть - из овсяницы красной. Такой состав перестал оправдывать себя в условиях современного тенниса, когда повышенная интенсивность игры приводила к тому, что к концу соревнования на задней линии центральных кортов зияли обширные проплешины. С 2001 года газон полностью состоит из плевела многолетнего. Это увеличило стойкость кортов, но уменьшило скорость игры, тем самым нивелировав преимущества классического стиля serve-and-volley.
Уимблдон, бывший некогда уделом классических “сеточников”, постепенно превратился в типичный турнир для универсалов, где умение играть впереди уже не является определяющим фактором успеха. Многие теннисисты-ветераны, заставшие старые добрые времена смешанного состава газонов, жалуются на тотальную универсализацию кортов, умалчивая при этом обо всех прелестях игры на голой вытоптанной земле во вторую неделю соревнований.
Всеанглийский клуб располагает девятнадцатью турнирными травяными кортами, из которых Центральный корт и Корт №1 используются только на протяжении двух недель Уимблдона. Исключением стал прошлый сезон, когда на площадках Клуба прошли матчи теннисного турнира Лондонской олимпиады. Кстати, на Олимпийских играх впервые в истории Уимблдона на корты вышли теннисисты в разноцветной форме, а вокруг площадок были расставлены рекламные щиты. Некоторые ревнители традиций посчитали это осквернением святыни...
Центральный корт Уимблдона был построен в 1922 году и с тех пор, с незначительным реконструкциями, используется для проведения важнейших матчей турнира. В частности, здесь традиционно отыгрываются полуфиналы и финал женских и мужских соревнований в одиночном разряде, а также поединки более ранних стадий с участием лидеров посева. Вместительность трибун стадиона - пятнадцать тысяч зрителей (Центральный корт Уимблдона делит с аренами в Пекине и Шанхае пятое в мире место по общей вместительности).
Традиции традициями, а постоянные перерывы из-за дождя привели к тому, что в 2009 году Центральный корт обзавелся раздвижной крышей. Матч четвёртого раунда между Динарой Сафиной и Амели Моресмо стал первым в истории Уимблдона, который был проведён при закрытой крыше. Сама процедура открытия и закрытия крыши занимает около двадцати минут, но это сущая мелочь на фоне проблем прошлого, когда финальные встречи порой прерывались на несколько часов из-за проливного дождя.
Корт №1 ранее располагался вплотную к Центральному корту, но в 1997 году была проведена масштабная реконструкция, в ходе которой старую арену снесли и построили новую, которая вмещает одиннадцать тысяч зрителей. Кстати, обводы Корта №1 в чём-то напоминают третий по статусу стадион “Ролан Гаррос” - знаменитый Bullring.
Интересно, что, несмотря на культовый статус Центрального корта, многие теннисисты признаются, что их любимым стадионом остаётся Корт №1 - дескать, здесь куда более теплая, домашняя атмосфера. К слову, Bullring в Париже также считается излюбленным местом для многих игроков. В процессе будущей реконструкции стадиона планируется также возвести над ним раздвижную крышу, чтобы сделать турнир ещё более независимым от капризов погоды.
С 2009 года Всеанглийский клуб может похвастаться и новым Кортом №3, вмещающим четыре тысячи болельщиков. Любопытно, что трибуны нового стадиона возвышаются над землей всего на три с половиной метра, и еще на столько же “утоплены” вниз. Это было сделано для того, чтобы обойти британский закон о визуальной перспективе зданий. Среди известных спортивных сооружений раньше подобной конструкцией обладал только футбольный стадион ЧМП в Одессе.
Соответственно, новое название получил Корт №3, ранее значившийся под вторым номером. Но куда более известным стало его прозвище “Могила чемпионов”, полученное за то, что уж очень много знаменитых теннисистов, экс-чемпионов Уимблдона, проигрывали на этом стадионе. Джон Макинрой, Джимми Коннорс, Андре Агасси, Пит Сампрас, Серена и Винус Уильямс, Мартина Хингис - вот только часть этого списка, который насчитывает около двух десятков фамилий. Корт №3 теперь вмещает 2.192 человека, которые каждый год с удовольствием приходят на трибуны в ожидании новой сенсации.
Но даже те, кому не достался билет на матчи, имеют возможность наблюдать за игрой своих любимцев. Обширная травяная площадка для зрителей, расположенная возле Центрального корта, оснащена гигантским видеоэкраном, на котором показывают перипетии важнейших матчей. Официальное название холма - Aorangi Terrace, но в последние двадцать лет болельщики окрестили его “Холмом Хенмана” в честь своего любимца, за игрой которого они наблюдали на экране. Наблюдали, но так и не дождались победы.
В последнее время “Холм Хенмана” всё чаще называют “Полем Маррея” в расчёте на то, что лучший теннисист страны последних пятидесяти лет всё-таки сумеет преодолеть проклятие, с 1936 года нависающее над британскими спортсменами на родном турнире. В прошлом сезоне многим казалось, что рок падёт, но Энди так и не смог в финале порадовать тысячи соотечественников, собравшихся на “Поле Маррея” в ожидании нового рекорда. Интересно, как получится на этот раз?
Но даже без Энди Маррея почти каждый год Уимблдон устанавливает новые достижения, но об этом - в следующей части данного цикла. Рекорды турнира ждут тех, кто их побьёт.
До старта Уимблдона осталось шесть дней.