Они были первыми. Ллейтон Хьюитт
Продолжаем цикл очерков о теннисистах, становившихся первыми ракетками мира. О главной молодой надежде начала века, о бойцовском характере и невероятной любви к игре, о невезении и страсти - в двадцатой части проекта "Они были первыми".
Конец двадцатого века ознаменовался закатом великих теннисистов прошлого, а временные лидеры мирового рейтинга, такие как Рафтер и Кафельников, были уже в достаточно солидном возрасте, чтобы надолго воцариться в Туре. Большие надежды возлагались на Марата Сафина, однако тот не смог их полностью оправдать.
Мужскому теннису нужен был молодой лидер. Этот лидер, как и неоднократно бывало в прошлые десятилетие, нашёлся на самом краю света - в Австралии. Звали его Ллейтон Хьюитт.
Всем своим видом, своей игрой молодой австралиец напоминал легендарных предшественников - Джимми Коннорса и Андре Агасси. Такой же, не отличающийся высоким ростом, но невероятно скоростной и мобильный. Предпочитающий играть с задней линии, но при этом и хорошо умеющий атаковать. Наконец, обладающий невероятными бойцовскими качествами.
Весь этот невероятный коктейль впервые громко заявил о себе четырнадцать лет назад, в 1998 году, когда на январском турнире в родной Аделаиде юный, семнадцатилетний Ллейтон пробился в финал, а там сокрушил гораздо более опытного соотечественника Джейсона Столтенберга. Тем самым Хьюитт стал одним из самых молодых в истории победителей турниров АТР.
Паренька, как поётся в советской песне, приметили, а он не стал тушеваться и через год снова дошёл до финала в Аделаиде, но там уступил Томасу Энквисту. Останавливаться Ллейтон не стал и стремительно рванулся вверх. Через несколько месяцев он праздновал первый триумф в карьере, победив в финале Делрэй-Бич такого же молодого, но менее талантливого бельгийца Ксавье Малисса. Закончил сезон австралиец уже на грани Топ-двадцатки...
В которую лихо ворвался уже через несколько недель. Тогда же, в начале 2000 года, Ллейтон решил проявить себя на всех фронтах, завязав отношения с молодой и многообещающей бельгийской теннисисткой Ким Клийстерс. Он снова выиграл в Аделаиде, победил в Сиднее и Скоттсдейле, а на кортах Queen's Club сделал серьёзнейшую заявку на успех, обыграв в финале самого Пита Сампраса.
Конец года удался парню ещё лучше - он добрался до финала "Мастерса" в Штутгарте, стал первым в истории тинейджером, квалифицировавшимся на Итоговый чемпионат АТР, а также закончил сезон в Топ-десятке. Конкретно - на седьмом месте. Для девятнадцати лет это было более чем весомое достижение.
Новый год стал для Ллейтона самым впечатляющим. Он снова начал его с победы (на этот раз - в Сиднее), выиграл второй подряд титул на Queen's Club, а затем добыл победу и в Хертогенбосхе. С Уимблдоном не заладилось - в четвертьфинале Хьюитт проиграл испанцу Хуану Карлосу Ферреро, но вот US Open должен был стать трамплином для прыжка на теннисный трон.
US Open 2001 года Хьюитт начинал в ранге четвёртого номера посева. Он уверенно обыграл на старте шведа Магнуса Густафссона, а затем в скандальном матче второго круга прошёл американца Джеймса Блэйка. Скандальном - оттого, что Ллейтон по ходу матча неоднократно требовал замены темнокожего лайнсмена, мотивируя это тем, что тот подсуживает его сопернику. Судью, конечно, не заменили, но Хьюитт обошёлся и без этого, выиграв решающий четвёртый сет со счётом 6/0.
Дальше он расправился с испанцем Альбертом Портасом, а в четвёртом раунде, в тяжелейшем бою прошёл другого молодого и потенциально великого игрока - немца Томми Хааса. Поединок с юным американцем Энди Роддиком стал прологом к многочисленным схваткам этих игроков в грядущем десятилетии. Обычно в них будет побеждать американец, но на сей раз в пяти сетах победу праздновал именно Хьюитт.
Финал того US Open мог стать чисто российским. Мог, но не стал - Пит Сампрас в полуфинале взял реванш у Марата Сафина за прошлогодний финал, а Ллейтон Хьюитт в непринуждённом стиле разложил по полочкам игру Евгения Кафельникова, отдав россиянину только четыре гейма. В финале Сампраса ожидало дежа-вю 2000 года - первый сет он проиграл на тай-брейке, но затем Ллейтон "включил шестую передачу" и умчался от живой легенды к своему первому титулу - 7/6(4), 6/1, 6/1.
После этой победы австралиец стал третьей ракеткой мира, а выигрыш титула на Итоговом чемпионате АТР должен был принести ему заслуженное звание лидера мирового рейтинга. Так и произошло - на протяжении всего турнира Ллейтон проиграл только один сет и, легко победив в решающем матче француза Себастьяна Грожана, ушёл в отпуск первой ракеткой мира.
Весь следующий сезон Хьюитт будет только подтверждать неслучайность своего лидерства. Он победил Агасси в финале Сан-Хосе, выиграл престижнейший "Мастерс" в Индиан-Уэллсе, в третий раз подряд завоевал титул на Queen's Club. На сей раз интенсивная предуимблдонская подготовка дала свои плоды...
За весь Уимблдон 2002 года австралиец только раз заставил своих болельщиков волноваться - когда в четвертьфинале, ведя по сетам 2:0 у голландца Сьенга Шалькена, умудрился позволить тому сравнять счёт. Однако всё обошлось - Ллейтон выиграл решающую партию и больше сетов на пути к титулу не терял. В финале была переиграна ещё одна молодая надежда - аргентинец Давид Налбандян.
В конце года Ллейтон в отличном стиле выиграл второй Итоговый чемпионат АТР подряд, закономерно завершив блистательный сезон. Все были уверены, что впереди у него ещё много таких отличных концовок…
Но вот уже 2003 год австралийцу не удался. Да, он снова смог победить в Индиан-Уэллсе, но уже в апреле уступил первое место в рейтинге Андре Агасси. Тому самому Агасси, "королю приёма", который через несколько лет признает, что приём Ллейтона ничем не уступает его собственному.
Хьюитт вернул себе лидерство, но ненадолго. На Уимблдоне его ждал оглушительный провал - поражение в первом же круге от хорвата Иво Карловича. Впервые за историю Открытой эры действующий победитель турнира "Большого шлема" вылетел в стартовом раунде. А тот турнир выиграл, как все знают, Роджер Федерер. Тень швейцарца всё сгущалась, готовясь поглотить под собой весь мужской Тур.
Собственно, на этом история Ллейтона Хьюитта как претендента на первое место в мировом рейтинге и заканчивается. Начинается пора трагических поражений и непрерывных травм. Шутка ли - в 2004 и 2005 годах на семи турнирах "Большого шлема" подряд по австралийцу вполне можно было определять чемпиона - он проигрывал только будущим победителям. С другой стороны, этими "будущими победителями" преимущественно становился Федерер.
Швейцарец был недосягаем, но главной "Немезидой" для Ллейтона стал как раз не он, а Энди Роддик, который раз за разом становился на пути австралийца к вершине. Ну а когда, казалось бы, дорога к титулу открыта - обыгран Роддик, а Федерера убрали с пути другие, Ллейтона сокрушил мятежный гений Марата Сафина.
Ну и, безусловно, травмы. Медицинскую карту Хьюитта последних лет можно вполне отправлять по почте Стивену Кингу, чтобы тот написал по ней очередной роман ужасов. Несколько лет теннисисту досаждало левое бедро, на котором он перенёс несколько операций. Когда с ним, казалось бы, всё было уже в порядке, подвело правое... Когда всё нормально было с бёдрами, Ллейтон травмировал запястье.
Не всё в порядке было и в личной жизни. Расстроился звёздный роман с Ким Клийстерс, но тут Ллейтону повезло, когда он повстречал на своём пути актрису Бек Картрайт, которая вскоре стала его женой и матерью троих детей.
В попытке поймать ускользающую удачу, Хьюитт менял тренеров, как модница эпохи Людовика XV меняла платья. За четырнадцать лет карьеры австралиец работал с восемью разными специалистами. Иногда это давало кратковременный результат - как, например, на Уимблдоне 2009 года, когда он дошёл до полуфинала. Там, правда по недоброй традиции, снова уступил Энди Роддику.
Иногда, когда травмы отступали, Хьюитт демонстрировал великолепный теннис из начала "двухтысячных". В финале турнира в Галле 2010 года он даже обыграл Федерера, впервые с 2003 года. Подобно Витасу Герулайтису, австралиец вполне мог патетически воскликнуть - "Никому не дано обыграть Ллейтона Хьюитта шестнадцать раз подряд!"
Но он не любит патетики, этот классический "Оззи" - немного прямолинейный, но мужественный и упорный. Он любит свою страну, регулярно отзываясь на призывы играть в Кубке Дэвиса, любит свою жену и детей. А ещё он безумно любит теннис. Иначе, как объяснить, что он с такой историей болезни продолжает оставаться на задворках второй сотни рейтинга АТР? Сколько уже раз эксперты и болельщики предсказывали Ллейтону завершение карьеры - неугомонный австралиец ещё не наигрался.
"Разговоры о том, что я завершу карьеру, преследуют меня с тех пор, как мне было двадцать шесть лет. Поэтому я уже научился относиться к таким слухам, как к мусору. Я занимаюсь спортом, который я люблю и закончу карьеру тогда, когда захочу этого. У меня прекрасная жена и трое детей. Но у меня всё ещё сохраняется мотивация выходить на корт и играть - иначе я бы давно ушёл из тенниса". В этом весь Ллейтон Хьюитт - человек, много лет играющий "вопреки". И хотя бы за одно это он достоин колоссального уважения. Например, дать ему право самому решать, когда окончательно зачехлить ракетку.