Они были первыми. Иван Лендл
Продолжаем цикл очерков о теннисистах, становившихся первыми ракетками мира. О том, как важно уметь ждать и уметь учиться, о великом теннисисте, ставшем неплохим игроком в гольф, а также о том, что общего у Ивана Лендла и Каролин Возняцки – в шестой части цикла "Они были первыми".
Их было четверо - правивших теннисным миром почти два десятилетия. Почти как "Битлз". Даже фамилии у двоих чем-то напоминали легендарных "битлов". Джон Леннон и Пол Маккартни, Иван Лендл и Джон Макинрой. Но, несмотря на сходство фамилий, Иван Лендл мало чем напоминал гениального бунтаря и нонконформиста Леннона. Скорее уж, на эту роль подходил Макинрой. Впрочем, обо всём по порядку.
Иван Лендл родился 7 марта 1960 года в Остраве. Для социалистических стран было нормой, когда ребёнок родителей-спортсменов посвящает себя тому же виду спорта. Родители Ивана были теннисистами, так что особого выбора у него не было. Да он и с детства мечтал играть в теннис.
Свой недюжинный талант молодой чех проявил уже в восемнадцатилетнем возрасте, когда выиграл "Ролан Гаррос" и "Уимблдон". Правда, среди юниоров. Главное было - не обольщаться. Джон Макинрой был старше всего на год, и годом же раньше уже играл в полуфинале взрослого Уимблдона. Ну а с царившим тогда Бьорном Боргом чеху явно было рановато тягаться. Пришлось ждать.
Что-что, а ждать Иван умел. Пока трое великих крушили друг друга в финалах турниров "Большого шлема", чех набирался опыта и оттачивал мастерство. Пожалуй, в плане работы над собой мало кто из теннисистов, становившихся первыми ракетками мира, может поспорить с Лендлом.
Выглядим длинным и неуклюжим - пожалуйста, будем без устали отрабатывать движение на корте. Резаный бэкхэнд становится лёгкой добычей соперников - не вопрос, научимся бить слева "топспин". Три года подряд проигрываем в финале US Open? (нам бы ваши проблемы!..) Хорошо, наймём тех же строителей, что укладывают покрытие на Flushing Meadows, и они построят идентичный корт в американском поместье Лендла!
Иван плодотворно поработал над собой, вышел в финал "Ролан Гаррос" 1981 года, закономерно проиграл там Боргу, дождался его ухода... Дождаться ухода Коннорса или Макинроя было более проблематичным. Пришлось их обыгрывать. В 1982 году чех выдал 44 -матчевую серию побед, выиграл пятнадцать турниров, но без вопросов уступил в финале US Open Коннорсу.
Ещё через год было уже два финала "мэйджоров", правда, оба проигранных. Но Лендлу удался важный шаг - 28 февраля 1983 года он впервые стал первой ракеткой мира. Между прочим, почти в двадцать три года. Между прочим, на тот момент - без единого титула "Большого шлема".
А ещё в том сезоне произошло любопытное событие, определившее во многом дальнейшую судьбу Лендла. В июле 1983 года он, вместе с Коннорсом, а также двумя южноафриканскими игроками - Йоханом Криком и Кевином Карреном, принял участие в выставочном турнире в ЮАР. Да, в стране процветал апартеид. Но зато призовой фонд турнира был равен миллиону долларов. Лендл уступил в финале Коннорсу, заработал свои триста тысяч - и попал под жесточайшую обструкцию чехословацких властей.
Чехословацким СМИ вообще запретили хоть как-то упоминать опального теннисиста. Последний раз в социалистической стране такие же меры применялись в Венгрии – почти тридцать лет назад, когда попросил политического убежища в Испании великий футболист Ференц Пушкаш. Но то был пятьдесят шестой год, а здесь стоял восемьдесят третий! Иван к тому моменту уже несколько лет жил в Соединённых Штатах, а после этого всерьёз стал задумываться о получении тамошнего гражданства.
Еще через год состоялся долгожданный прорыв. Дойдя до финала "Ролан Гаррос" 1984 года, Иван первые два сета вчистую проиграл Макинрою. Джон повёл в третьей партии 4/2, когда Лендл, наконец, опомнился. Он поменял тактику, став свечами отгонять соперника назад, а Макинрой в хавкорте - это далеко не тот Макинрой, что у самой сетки. Обводящие кроссы раз за разом пробивали защиту американца, в результате чего Лендл поднял над головой свой первый трофей "Большого шлема".
Макинрой отомстил в финале US Open, блистательно закончил сезон (проиграв только три матча), но сломался психологически. Отныне и на ближайшие годы пальма первенства в мужском теннисе перешла к Лендлу. Ему было двадцать пять лет. Он, наконец, дождался.
Описывать годы безраздельного доминирования Лендла на кортах планеты - неблагодарное занятие. Достаточно просто вспомнить совсем недавние события, когда именно так же в мировом теннисе царствовал Федерер. В ближайшие годы Лендл выиграет ещё семь турниров "Большого шлема" и установит множество невероятных рекордов.
Девятнадцать раз чех играл в финалах "мэйджоров", причём на US Open - восемь раз подряд. Только двадцать лет спустя первое достижение сможет превзойти Федерер. Двести семьдесят недель во главе рейтинга тоже на тот момент были абсолютно лучшим результатом в истории, и только два человека - Сампрас и снова Федерер, смогли его преодолеть.
Впрочем, если бы не сенсационный суперсезон Матса Виландера, который в 1988 году выиграл три "мэйджора" из четырёх, и на полгода отобрал у чеха теннисный трон, Лендл вполне мог бы поспорить по количеству недель на вершине и со Штеффи Граф.
Единственное, что не далось Лендлу, чтобы считаться на тот момент лучшим теннисистом всех времён и народов - это "Большой шлем". Пускай даже и карьерный. Великолепному мастеру игры на задней линии невероятно трудно было выступать на траве. Впрочем, когда это было проблемой для трудолюбивого чеха?
Иван долгие месяцы проводил за отработкой навыков игры у сетки, мучаясь над непредсказуемыми отскоками мяча на траве. Однако, мучения дали свои плоды. Два финала и пять полуфиналов Уимблдона - сравните с достижениями другого не добравшегося до карьерного "Большого шлема" великого теннисиста. Пит Сампрас на "Ролан Гаррос" только один раз доходил до четвертьфинала!
И быть бы Ивану обладателем карьерного "Большого шлема", если бы не дерзкие юнцы Борис Беккер и Пэт Кэш, дважды подряд обыгрывавшие Лендла в решающих поединках на кортах Всеанглийского клуба. Иван жестоко мстил соперникам на всех остальных покрытиях, но желанный кубок так ему и не достался.
В 1988 году теннис снова допустили на Олимпийские игры. Лендл подал прошение о досрочном предоставлении американского гражданства, надеясь сыграть в Сеуле за свою новую страну, но чехословацкое правительство испортило ему нервы, задержав необходимые документы. В итоге, олимпийским чемпионом стал другой чех - Милослав Мечирж.
Ещё через год Иван женился на американке, а тремя годами спустя получил вожделенное гражданство. Правда, к тому времени это был уже не тот супертеннисист. Его последним финалом "Большого шлема" стал Australian Open 1991 года, где Иван проиграл Борису Беккеру. За полгода до того он последний раз отметился на первой строчке рейтинга АТР. Король постепенно снимал корону...
Последним "мэйджором" для Ивана стал US Open 1994 года. Тот самый, где победил несеяный Андре Агасси. Чех, точнее. к тому времени уже два года как американец, из-за хронической травмы спины вынужден был досрочно прекратить матч второго круга против немца Бернда Карбахера. 21 декабря 1994 года, не сыграв больше ни одного матча на турнирах АТР, Иван Лендл объявил о завершении своей карьеры.
В отличие от многих своих предшественников, большая часть карьеры Лендла прошла в эпоху стремительного роста призовых, так что, окончательно зачехлив ракетку, Ивану не пришлось бедствовать. Да и попробуй тут победствовать, заработав за карьеру более двадцати одного миллиона долларов на одних только призовых!
Повезло Лендлу и в семейной жизни. Жена Саманта родила ему пятерых дочерей, трое из которых, по давней традиции, пошли по стопам отца. Правда, не стоит искать в рейтинге WTA фамилию "Лендл". Дело в том, что после завершения карьеры Иван стал активно играть в гольф и даже добился значительных успехов. Поэтому, дочери Ивана и Саманты (а самой старшей из них, Марике, было всего четыре года, когда отец перестал играть в теннис) росли, наблюдая за успехами папы именно в гольфе.
Впрочем, как бы то, ни было, а порой хочется тряхнуть стариной. В 2010 году Лендл объявил, что возвращается в теннис. Конечно же, в ветеранский Тур. С тех пор и поигрывает периодически, встречаясь то с Джоном Макинроем, то с Матсом Виландером. Старые соперники – привычное дело.
Уже пришли в ветеранский Тур наследники великого Ивана - Пит Сампрас и Андре Агасси, скоро подтянется Марат Сафин… Нет сомнения, что Лендл дождётся, когда в "сеньорском" матче против него выйдет и человек, побивший почти все его рекорды. Интересная будет игра. Ведь Иван Лендл, как уже неоднократно отмечалось, умеет ждать.