Они были первыми. Джимми Коннорс

17 августа 2011
Статьи

Продолжаем цикл очерков, посвященных теннисистам, которые становились первыми ракетками мира. Об уникальном примере спортивного долголетия, о вражде теннисных ассоциаций и ее последствиях, а также о сезонах тотального доминирования - в третьей части цикла "Они были первыми".

Сезон 2011 года, когда Новак Джокович пытается побить все рекорды, какие только существовали в профессиональном теннисе, заставляет вспомнить другие великие годы, отмеченные невероятным доминированием одного теннисиста. 1969 год – "Большой шлем" Рода Лэйвера, 1984 год – три поражения за сезон у Джона Макинроя, 1988 год – три "мэйджора", выигранные Матсом Виландером. И, безусловно, вспоминается год 1974, когда на кортах планеты безраздельно царил "Хулиган из Бельвиля", "Джимбо", Джимми, Джеймс Скотт Коннорс.

Джимми Коннорс был нестандартным чемпионом. Начать хотя бы с его роста. В то время, как все предыдущие американские теннисные боги – Билл Тилден, Панчо Гонсалес, Стэн Смит, были как на подбор, красавцы молодые и великаны удалые (ну хорошо, не все красавцы, и не всегда молодые), Коннорс со своими 177 сантиметрами роста резко выделялся на фоне этих гвардейцев. Что говорить – Джимми вместе с Марсело Риосом – самый маленький игрок, когда-либо удостоенный звания первой ракетки мира. Но просто попробуйте сравнить достижения Коннорса и Риоса!

Как метко заметил знаменитый обозреватель Бад Коллинз, "Джимми был воспитан женщинами, чтобы покорить мужчин". И действительно, первыми тренерами будущей легенды были его мать, Глория и "вторая мать" - бабушка Берта. Возможно, это оказалось даже к лучшему. Не отличаясь особой физической мощью, Джимми учился использовать свои сильные стороны – скорость и ум. Своим знаменитым двуручным бэкхэндом Коннорс тоже обязан матери. "Она катила мячики в мою сторону, а я старался их отбить. Я держал ракетку двумя руками – это был единственный способ не уронить ее".

Вместе с тем, миссис Томпсон-Коннорс с матерью понимали, что если они хотят, чтобы мальчик вырос хорошим теннисистом, домашнего образования не хватит. А талант у маленького Джимми был заметен сразу. В возрасте восьми лет он уже играл на детском чемпионате США в категории до одиннадцати лет. При этом, добавьте, что Коннорс уже тогда не отличался могучим сложением. Так что, в шестнадцать лет Джимми покинул родной Сент-Луис и отправился в солнечную Калифорнию, в науку к легендарному "маленькому Панчо". 

Как известно, в американском теннисе были два Панчо. "Большой Панчо", Гонсалес, долгие годы считался лучшим теннисистом в истории, а "маленький Панчо", Сегура, невзирая на скромный эпитет, в лучшие годы демонстрировал потрясающую работу ног и убийственный двуручный форхэнд. Ах да, рост Сегуры составлял 168 сантиметров. Скажите, кто бы лучше развил сильные стороны Коннорса и поставил идеальную для его антропометрических данных манеру игры?

jimbo_1

Результаты работы с новым тренером не замедлили сказаться. Джимми уже в 1970 году сыграл первые матчи в профессиональном разряде, а в 1972, через год после триумфальной победы на студенческом чемпионате США, перешел в профессионалы. На следующий год, вместе с Илие Настасе он выигрывает свой первый "мэйджор" - Уимблдон в парном разряде. Теннисному миру осталось жить спокойно совсем немного времени…

Конечно, старший товарищ существенно повлиял на манеру общения Коннорса. С другой стороны, в отличие от Настасе, Джимми не старался специально "завести" публику. Вспышки агрессии, кривляния и манерные выходки "Хулигана из Бельвиля" проистекали из одной-единственной его черты – неуёмного бойцовского духа. В невысоком уроженце Иллинойса пылал колоссальный костер страсти к игре. Костер, приближаться к которому было опасно.

Сезон 1973 года Коннорс закончил на третьем месте в недавно учрежденном рейтинге АТР. Однако, вступать в Ассоциацию американец отказался, поскольку был связан контрактом с организацией своего менеджера Билла Риордана. Одним из лидеров АТР был Артур Эш, человек, которого Коннорс просто не мог терпеть. Впрочем, обо всем по порядку. 

В 1974 году Коннорс решил поехать в Австралию, чтобы начать сезон с выступления на Australian Open. Сейчас это кажется нам в порядке вещей, но в середине семидесятых Зеленый континент редко посещали ведущие теннисисты Америки и Европы. Во-первых, потому, что не всем гонорары позволяли совершить долгое путешествие. Во-вторых, и это главное – Австралия была вотчиной блистательной плеяды теннисных звезд, которые все предыдущее десятилетие задавали тон в мировом теннисе. Соваться туда, казалось бы, не имело смысла. Только не для Коннорса.

Посеянный под вторым номером, Джимми уверенно вышел в четвертьфинал. Из восьми участников этой стадии только он и его соперник, чех Владимир Зедник, не представляли Австралию. Зедник был повержен, а вслед за ним пали Джон Александер и, в финале, Фил Дент. Начался триумфальный поход Коннорса по теннисной планете.

chris_jimbo

Накануне "Ролан Гаррос" Джимми считался главным фаворитом. На его счету, помимо победного Australian Open, за сезон значилось еще шесть турниров. В эпоху безраздельного царствования "сеточников" Коннорс, умевший и любивший играть с задней линии, мог бы заранее освобождать у себя дома место для нового кубка. Однако вмешались бизнес-интересы...

У Коннорса был действующий контракт с серией World Team Tennis. Это сейчас мы считаем ее забавным дополнением к профессиональному Туру, праздным развлечением для звезд. А тогда эта организация была серьезным конкурентом АТР, которая, вместе с оргкомитетом "Ролан Гаррос" и закрыла доступ игрокам-конкурентам на парижские корты. Одним из главных апологетов этого решения и был Артур Эш. 

Вражда между великими американскими теннисистами после этого случая обострилась настолько, что доходила до суда. Обозленный Коннорс, к тому же еще и уступивший Эшу в финале Уимблдона 1975 года, вымещал на Артуре всю злость. Даже после смерти Эша, в 1997 году, когда Центральный корт Flushing Meadows переименовывали в его честь, Коннорс отказался приехать на церемонию. Однако, не стоит слишком строго судить Джимми. Ведь, как оказалось позже. решение АТР лишило его возможности повторить великое достижение Рода Лэйвера и стать вторым теннисистом в истории Открытой эры, взявшим сезонный "Большой шлем".

Как бы то ни было, а после "Ролан Гаррос" обострилась борьба за первое место в рейтинге АТР. Место Настасе на вершине занял Джон Ньюкомб, но теневым фаворитом был все-таки Коннорс. В четвертьфинале Уимблдона он в пяти сетах сокрушил действующего чемпиона, чеха Яна Кодеша, затем уверенно одолел Дика Стоктона, а в финале вышел на легендарного Кена Роузуолла, который был старше его на восемнадцать лет. Коннорс не проявил никакого уважения к заслугам и возрасту соперника, и просто разгромил Роузуолла - 6/1, 6/1, 6/4, а еще через две недели сместил Ньюкомба с вершины рейтинга АТР. Отныне и почти на три года это место будет зарезервировано за Коннорсом.

Впрочем, очередная по счету молодость Кена продолжалась. В полуфинале US Open он одолел Ньюкомба и в последний раз в карьере вышел в финал "мэйджора". Возможно, зря... Наверное, именно после этого матча ушла в небытие славная эра. когда заслуженные ветераны могли претендовать на титулы турниров "Большого шлема". Пребывающий на пике формы Коннорс отдал Кену только два гейма. Интересно, что в том году US Open проводился на грунте, так что остается только догадываться, что было бы, сыграй Джимми на "Ролан Гаррос".

После такого феерического сезона многие ожидали грандиозного падения, но ничего подобного не произошло. Да, Джимми отступил на шаг, снова дойдя до финала тех же турниров "Большого шлема", но во всех проиграл. Однако, поскольку проигрывал он разным людям, то не находилось и человека, который мог свергнуть Коннорса с его трона. "Джимбо" провел на вершине 160 недель подряд - по тем временам невероятный рекорд, и только в августе 1977, после трех лет доминирования, его сместил на вершине Бьорн Борг. Начиналась славная пора сражений великих - Коннорса, Борга, Макинроя и Лендла.

jimbo_2

История соперничества между этими игроками сама по себе вошла в легенды. Стоит отметить лишь, что, хотя Коннорс и имеет отрицательный баланс во встречах со всеми тремя, никто, ни Борг, ни Макинрой, ни, тем более, Лендл, не играл против Джимми в зените его славы. Зато по количеству выигранных титулов "Большого шлема" Джимми уступает Боргу, равен Лендлу и обходит Макинроя.

Конец семидесятых - начало восьмидесятых годов прошлого века - золотое время мужского тенниса, когда лидер мирового рейтинга менялся чуть ли не каждую неделю. За свою карьеру Коннорс девять раз поднимался на высшую ступеньку классификации АТР, уступая по этому показателю только Макинрою (14) и Сампрасу (11). Зато 268 недель пребывания "Джимбо" на вершине покорились только троим игрокам.

Шли годы, а Коннорс все так же оставался оплотом стабильности в непрерывно меняющемся мире. Его, когда-то новаторская, алюминиевая ракетка Wilson T2000 казалась уже анахронизмом в середине восьмидесятых. Да и сам Коннорс выглядел каким-то динозавром. Он ведь начинал играть против Лэйвера и Роузуолла, а сейчас его соперниками становились Беккер и Эдберг. И, надо сказать, почти сорокалетний Джимми им мало в чем уступал. Невероятный бойцовский дух, и потрясающая, едва ли не лучшая в истории тенниса, игра на приеме позволяли ему успешно бороться с молодыми. Вот когда "Джимбо" мог вспомнить, как лихо он разделывал старину Кена!

jimbo_3

Универсальность Коннорса и его долговечность почти не имеют аналогов в истории "Открытой эры". Джимми выигрывал US Open на трех разных покрытиях, двенадцать лет подряд доходил в Нью-Йорке до полуфинала. Пятнадцать лет он не покидал Топ-десятку рейтинга АТР - кто еще может похвалиться подобными достижениями?

Впрочем, главное было впереди. В 1990 году Коннорс из-за травмы запястья сыграл только три матча. Как следствие, в феврале он впервые в жизни выпал из Топ-двадцатки (на минуточку - впервые за семнадцать лет!), а к US Open 1991 года подходил на 174 позиции. Естественно, в основную сетку он не проходил. Естественно, ему дали wild card. А вот дальше начались чудеса...

Когда в первом же раунде Джимми проиграл два сета подряд брату своего заклятого соперника, Патрику Макинрою, все, казалось, было ясно. Однако, Коннорс воспрянул духом и, как и в ранней молодости, бросился в самый огонь. Он выиграл три сета подряд и прошел дальше. Гром грянул в третьем круге, когда от руки Джимми пал десятый номер посева Карел Новачек. Да еще как пал! 6/1, 6/4, 6/3 - в лучших традициях старого доброго "Джимбо".

Соперником по четвертому кругу стал опытный турнирный боец Аарон Крикштейн. И снова Коннорс с боями добрался до пятого сета, где соперник повел со счетом 5/2. Но почти тридцатидевятилетний Джимми нашел в себе силы выровнять борьбу и довести матч до тай-брейка. Давно еще трибуны Flushing Meadows не знали такого рева болельщиков. На тай-брейке у Крикштейна не было шансов. Когда в четвертьфинале Коннорс в четырех сетах убрал со своего пути голландца Пола Хаархуса, это уже восприняли как должное.

jimbo_5

Сказка закончилась в полуфинале. Джим Курье, родившийся в тот год, когда его тезка выиграл первые матчи в профессиональном Туре, не оставил сопернику шансов. Спустя семнадцать лет Коннорс, наконец, понял, что чувствовал Роузуолл!

Восьмого сентября 1991 года Стефан Эдберг легко обыграл Курье в финале. но главным героем US Open был не он, а проигравший кругом ранее Коннорс. Отныне и навсегда в историю тенниса этот турнир вошел под прозвищем Connors Open.

Джимми с блеском вернулся в Топ-сотню, он все еще был полон желания бороться, но изменилась сама игра. Изменились соперники. Против Беккера и Эдберга на опыте еще можно было играть, против Сампраса и Агасси - вряд ли. Интересно, что во втором круге US Open 1992 года, когда Джимми сыграл свой последний матч на турнире "Большого шлема", ему противостоял старый во всех отношениях соперник - Иван Лендл. Коннорс выиграл первый сет, но три остальных остались за чехом. Уходя - уходи.

Но он не хотел уходить, этот сорокалетний, полный энергии человек. Свой последний матч в качестве профессионала Джимми сыграл в 1996 году, когда ему было сорок четыре. Да и непонятно было, что делать вне этого прекрасного и яростного теннисного мира.

Он попытался найти покой в семейной жизни. Еще в 1974 году, задолго до знаменитого брака Штеффи Граф и Андре Агасси, Джимми имел бурный роман с лидером рейтинга WTA Крис Эверт. Они были даже помолвлены, но ожидаемого звездного брака не вышло. Через пять лет Коннорс женился на бывшей фотомодели Пэтти МакГвайр, с которой произвел на свет двоих детей, и живет до сих пор. Семья проживает в городе Санта-Барбара. Учитывая длительность карьеры Коннорса, он не мог выбрать другой город.

Джимми пытался заняться бизнесом вместе с братом Джоном - но потерпел неудачу. В конце концов, он вернулся в мир тенниса. Вернулся как комментатор и тренер. В 2007 году Коннорс вместе с Макинроем комментировал матчи Уимблдона. У старых соперников получалось просто прекрасно - порой зрители забывали о том, что творится на корте - настолько интересно было послушать перепалку ветеранов!

jimbo_6

С 2006 по 2008 годы Коннорс тренировал Энди Роддика. Тренировал, надо сказать, без особых успехов. В марте 2008 года Роддик ушел к Ларри Стефанки, который и привел его к легендарному финалу Уимблдона 2009 года. А Коннорс остался один - он продолжает комментировать матчи, раздавать интервью для разных масс-медиа. Дух борьбы все еще живет в нем, это самое желание "дай покажу, как надо!"... Недавно Джимми разразился пространным заявлением, что мог бы сделать Энди Маррея первой ракеткой мира. 

"Энди очень похож на меня", - заявил ветеран. Позвольте с Вами не согласиться, мистер Коннорс! Вы - неповторимы.   

Игроки в сюжете: Коннорс Джимми
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке