Шарапова была на краю пропасти, Панова - лишь в шаге от триумфа
Два поединка второго круга с участием россиянок на главной арене турнира, корте Рода Лэйвера, получились абсолютно разными. Екатерина Макарова в двух сетах довольно уверенно разобралась с итальянкой Робертой Винчи – 6:2, 6:4, а Марии Шараповой для победы над 150-й ракеткой мира Александрой Пановой со счетом 6:1, 4:6, 7:5 потребовалось в 10-м гейме решающей партии отыграть на чужой подаче два матчбола.
Сам факт того, что матч Екатерины Макаровой с итальянкой Робертой Винчи открывал вчера программу на главной арене Australian Open, говорил как минимум о двух вещах. Во-первых, после понедельничных поражений сразу двух теннисисток из первой десятки – Аны Иванович (№5) и Ангелик Кербер (№9) – турнир уже во втором круге испытывал дефицит сильных игроков в нижней половине женской сетки. Ведь на протяжении шести первых дней здесь продают отдельные билеты не только на дневные, но и сразу на две вечерние сессии, проходящие на аренах Рода Лэйвера и Маргарет Корт. А по вечерам австралийским теннисным гурманам подавай либо суперзвезд, либо блюда национальной кухни, либо и то и другое – как, например, вчерашние поединки с участием Ярмилы Гайдосовой с Симоной Халеп, Бернарда Томича и Рафаэля Надаля.
Во-вторых, организаторы с уважением относятся к 26-летней москвичке и не забыли ни ее здешней победы над Сереной Уильямс трехлетней давности, ни двух (2012, 2013) мельбурнских четвертьфиналов, ни прошлогоднего полуфинала US Open. Тот факт, что опытнейшая Винчи в свое время стояла 11-й в мире, а сейчас вместе с Сарой Эррани возглавляет парный рейтинг, скорее всего, тоже принимался во внимание, но в меньшей степени.
31-летняя итальянка, которая свои лучшие результаты на турнирах "Большого шлема" показывала на Открытом чемпионате США (четвертьфиналы-2012, 2013) в одиночке в Мельбурне никогда ничем особенным не выделялась. Она вообще, как правило, достаточно тяжело втягивается в сезон, – в отличие от Макаровой, которая явно любит играть в Австралии, в том числе и потому, что после грамотной работы в межсезонье под руководством своего тренера Евгении Манюковой в январе обычно чувствует себя замечательно. Тем не менее Екатерина наверняка помнила свой предыдущий поединок с Винчи – в Пекине прошлой осенью, когда она, будучи далеко не в лучшей форме, уступила в трех партиях. Правда, о реванше россиянка думала вряд ли, а вот о том, что проигрывать ей сейчас абсолютно ни к чему, – наверняка.
В Мельбурн в среду все-таки пришла пока еще не самая экстремальная, но настоящая австралийская жара, которую на прошлой неделе сначала ждали, а потом надеялись избежать. Вообще местным синоптикам здесь приходится непросто, поскольку неожиданные погодные сюрпризы в столице штата Виктория – обычное дело. Город расположен на равнине, которую с одной стороны обрамляют горы, а с другой – залив Порт-Филлип, и воздушные массы принципиально разного характера постоянно меняют друг друга. Поэтому в полдень на берегах речки Ярры может быть градусов 25, а через несколько часов – все 40, и наоборот.
Прогноз на третий день турнира обещал порядка +30, то есть, по большому счету – ничего особенного. Другое дело, что на арене Лэйвера не только покрытие здорово нагревается, так еще и проветривается корт не лучшим образом из-за высоких трибун. Никакая кондиция не спасает! Впрочем, к этим особенностям теннисной жизни и Макарова, и Винчи давно привыкли, и каких-то скидок на в целом очень даже комфортные теннисные условия ни для кого быть не могло.
Россиянка начала матч немного неуверенно, а допустив грубую ошибку в концовке розыгрыша из 23 ударов на брейк-пойнте во 2-м гейме на своей подаче, вообще выглядела немного растерянной. Но затем все довольно быстро встало на свои места. Винчи ведь хотя и достаточно быстрая теннисистка, но все-таки ее возможности ограничены. Не самый приятный резаный удар слева у нее хотя и надежен, но все-таки не всегда эффективен – так же, как в свое время был у Фабриса Санторо и Штеффи Граф. Да и физически Макарова мощнее итальянки.
В общем, после неудачного дебюта Екатерина при моральной поддержке Манюковой собралась и взяла шесть геймов подряд. А затем в более упорной борьбе – и второй сет, победив в итоге за 1 час 14 минут – 6:2, 6:4 с заметным преимуществом практически по всем ключевым статистическим показателям. Следующей соперницей Макаровой будет молодая 22-летняя чешка Каролина Плишкова – 20-я ракетка мира, которая в последнее время прогрессирует не по дням, а по часам и в прошлом году в упорнейшей борьбе уступила россиянке в финале турнире в Паттайе.
К 12.30, когда на корт Лэйвера вышли разминаться Мария Шарапова и Александра Панова, солнышко уже припекало более основательно. Имея очевидное преимущество в степени загара, атлетичная Панова и в спортивном плане решила как можно дольше не уступать своей титулованной оппонентке. Тем более что для теннисистки из второй рейтинговой сотни (надеюсь, что скоро она и в Топ-100 вернется) у Александры очень приличная первая подача. Но триллера, главные события в котором развернулись через полтора часа после первого удара по мячу, поначалу вроде бы ничего не предвещало.
В 3-м гейме первой партии, уступая 0:40, Панова отыграла три очка, но в итоге потеряла-таки подачу. Особенно длинных розыгрышей в те минуты не наблюдалось. Игра шла в основном в 3-4 удара, Шарапова имела преимущество, и ее агент Макс Айзенбад, решивший наслаждаться теннисом в исполнении своей подопечной из ложи прессы, взирал на происходящее довольно спокойно. Оно и не удивительно. Первая партия осталась за Марией со счетом 6:1.
Затем, однако, все поменялось самым что ни на есть принципиальным образом. Панова освоилась на новой для себя арене, приспособилась к игре Шараповой, и, сразу же сделав брейк, заставила Марию занервничать. После третьей за матч двойной ошибки Александра ушла вперед – 5:2, и как Шарапова ни старалась, догнать соперницу ей не удалось.
Перед третьим сетом обе теннисистки на время покинули корт, но антракт не внес в их противостояние серьезных изменений. После того, как Панова повела 2:0, Айзенбад, с которым мы сидели рядом, видимо, на счастье, решил поменять дислокацию и куда-то ушел. Панова же, которую все более воодушевленно поддерживала публика, продолжала наступать, используя сильную первую подачу и резкие удары по углам. Вскоре ее преимущество достигло 4:1. Для Шараповой, отстававшей на два брейка, это было уже очень опасно.
Мария в те минуты выглядела абсолютно обескураженной. Мяч летел куда угодно – в сетку, причем зачастую – в нижнюю ее часть, в трос, в далекие и близкие ауты. Конечно, ситуация для нее была еще не безнадежной. Но для того, чтобы изменить ход игры, теперь уже Шараповой надо было что-то предпринимать.
В какой именно момент наступил коренной перелом, однозначно утверждать нельзя. Панова, – а мы с ней потом обменялись мнениями на эту тему, – считает, что единственное очко, которое следует называть решающим, было разыграно на победном для Шараповой матчболе. Александра по-своему, конечно, права. Однако, учитывая уникальную способность Марии выпутываться из безнадеги, со стороны ситуация выглядела иначе.
Чтобы победить, Панова, пардон, была обязана брать Шарапову тепленькой. И в этом смысле решающими можно считать три гейма: 6-й (в нем Александра вела – 40:15, но потеряла свою подачу), 7-й (Мария уступала – 15:30, но на 30:30 сделала психологически важный эйс) и, разумеется, 10-й, с двумя матчболами у будущей проигравшей. Шарапова в те ключевые моменты была безупречна, а Панова, делая ставку на первую подачу, не попадала ее и ослабляла вторую, которая становилась для Марии легкой добычей.
При всем уважении к Александре, остановившейся в шаге от триумфа, при счете 5:5 судьба матча, по сути, была решена. Это подтвердилось в 11-м гейме, который вторая ракетка мира отыграла безупречно, а затем и в заключительном 12-м. Конечно, можно говорить о том, что Шарапова, не показав свою лучшую игру, победила на классе. Но только давайте не будем называть ее победу случайной. Слишком уж много было в ее карьере таких случайностей.
Вскоре определилась соперница Марии в третьем круге. Ею стала 31-я ракетка мира Зарина Дияс из Казахстана, которой для победы над словачкой Анной Шмиедловой потребовалось 2 часа 40 минут. Дияс достаточно опасна, но не обладает такой сильной первой подачей, как Панова, да и вообще играет достаточно мягко, то есть в принципе – удобно для Шараповой. Думается, фаворит в данном случае очевиден. Более того, есть все основания полагать, что для Марии, которая уже успела побывать на краю пропасти, самый сложный матч в ходе первой недели остался позади.