Рауза Исланова: Никогда не козыряю, что я мама Марата и Динары

13 апреля 2012
Пресса

Рауза Сафина - мастер спорта международного класса по теннису, заслуженный тренер России, мама известных всему миру теннисистов - Марата и Динары, настоящий образец для подражания во всем. Поняла я это, пообщавшись с ней теа-а-тет. И совсем неудивительно, что у такой мамы есть такие прекрасные дети.

- Сложно быть мамой двух знаменитых спортсменов?
- Нет. Не сложно. И я никогда, как говорится, этим не козыряю. Вообще, если ты воспитываешь детей с детства и знаешь их нравы, поведение, характер, то совершенно легко ими управлять. Когда ты с ними постоянно, то уже знаешь, что у них за настроение и от чего оно может зависеть.

- В детстве Марат и Динара хотели стать только теннисистами?
- Нет. Не только. Марат очень любил погонять мяч. Может, потому, что у нас папа обожает играть в футбол. И до сих пор играет. Он и сейчас по возможности ходит на футбольные матчи, интересуется. Марат, естественно, болеет за «Спартак». А Динара  сразу захотела заниматься только теннисом. Ее никто не заставлял. Сама выбрала этот вид спорта. В детстве она у меня очень плохо ела. Я ей тогда говорила, что, мол, если будешь плохо кушать, значит, не пойдешь на теннис. Пожалуй, это наказание считалось самым большим на тот момент. 

- Тяжело было тренировать собственных детей?
- В принципе, нет. Я всегда им говорила,  что на работе я для них Рауза Махмеджановна, мама - лишь дома. Согласитесь, было бы очень некрасиво, если бы они кричали мне «Мама! Мама!». Ну, что это такое? Все-таки работа есть работа. Я всегда отмечала, что для меня все ученики  одинаковы и абсолютно все находятся в равных условиях. Не было такого, чтобы своим детям я отдавала лучшую часть корта или лучшие мячи.

- Для того, чтобы быть тренером, как мне кажется, нужно иметь железные нервы. Как получилось так, что вы выбрали именно эту профессию?
- Я  жила практически на стадионе. У меня не было другого пути. Наш дом находился в Сокольниках на Ширяевом поле. Прямо возле стадиона. Я немножко занималась и фигурным катанием, каталась на лыжах и на велосипеде. Все виды спорта были доступны, и с инвентарем проблем тоже не возникало. Ведь у меня мама с сестрой работали на стадионе. Мама выдавали коньки, сестра – велосипед. Что же касается тенниса, то здесь очень повезло. Меня приметили и пригласили заниматься этим видом спорта. Сказали, что есть задатки. И пошло, и поехало. Я благодарна судьбе, что получилось именно так. Ведь мама никогда в спорт бы не привела, чтобы заниматься серьезно. И ее, конечно, можно понять. На то нужно время. А в нашей семье было восемь детей. И мама воспитывала нас одна. 

- Каким Марат был в детстве? Послушным мальчиком или шалуном?
- С ним не было проблем вообще никаких. Он был спокойным, покладистым, обязательным и учился хорошо. Я ему как-то сказала: «Марат, представь себе, что ты не сделаешь уроки, получишь двойку, и в школу вызовут маму. Как мне будет за тебя тогда стыдно! Я, наверное, буду готова провалиться сквозь землю. Прошу тебя учись хорошо. Я не хочу ходить в школу и краснеть».  Может, это на него как-то повлияло. Может, я сказала это как-то внушительно. Но в школу меня не вызывали ни разу. Единственное, лишь тогда, когда надо было просить у учительницы, чтобы детей отпускали на соревнования.

- Вы стали знаменитым тренером, ваши дети – известными всему миру теннисистами. Видимо, это у вас, что называется, в крови, гены передались…
- Видимо, да. Хотя серьезно в нашей семье раньше никто спортом не занимался. Единственное,  брат становился чемпионом Советского Союза «по городкам». Да и  сестра немножко в теннис играла. Но это было несерьезно.

- Наверняка, вам приходилось отказываться от многого?
- Судя по тому, что я из большой семьи, не было недостаточно внимания со стороны мамы. А что такое отцовская любовь я, вообще, не знаю. Папа умер, когда мне было пять лет. Поэтому, я очень хотела создать хорошую семью. И чтобы дети получили все: и материнскую и отцовскую любовь. Мое желание совпало с желанием мужа. А когда ты этого хочешь, естественно, должен чего-то лишаться. Но что может быть дороже семьи, детей? Может, мы реже ходили в театры. А чего еще мы могли еще лишиться? И в отпуск вместе ездили, и встречались с друзьями. Дом у нас всегда был открыт.

- Как складывались отношения у Марата с Динарой? Ведь порой дети в детстве своих родителей ревнуют…
- Марат очень хотел, чтобы у него был братик или сестренка. Так что, Динарочку он, конечно же, полюбил сразу и до сих пор любит и уважает. И их чувства взаимны. Когда мне было некогда, он мне даже помогал. И гулял с ней, и кормил. В любой момент могут прийти друг друга на помощь, чем-то пожертвовать. Не зря же говорят, что все идет от семьи. Мы всегда старались делать так, чтобы нам не было стыдно за своих детей. Чтобы они с уважением относились к людям, особенно старикам. Допустим, когда ехали в метро или автобусе, понимали, что старшему человеку нужно место уступить.

- Советы по жизни вы им сейчас даете?
- Я просто могу высказать свое мнение, но никогда ничего ни Марату, ни Динаре не навязываю. Я всегда была сторонницей того, чтобы они сами принимали то или иное решение. Им же в этой жизни жить. Не вечно же они были бы рядом с нами. И что касается личной жизни, мне не нужно, чтобы они делились со мной своими переживаниями. Ведь они выбирают себе с кем им быть рядом, а не мы. Можете себе представить, чтобы Марат подошел ко мне и спросил: «Мам, а с кем мне лучше остаться?» С его-то характером… Он сам, конечно, лучше разберется.

- А характерами они у вас похожи?
- Нет. Вроде бы разные. Но их объединяет одно - и Марат, и Динара очень  темпераментны.

Игроки в сюжете: Сафин Марат Сафина Динара
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке