Карлос Мартинес: Нужно развеять убеждение, что Гаспарян больше не заиграет
Наставник россиянки Маргариты Гаспарян Карлос Мартинес прокомментировал выступление своей подопечной на турнире O1 Properties Ladies Cup в подмосковных Химках, где она уступила своей соотечественнице Анастасии Потаповой.
- Это первый матч Маргариты после травмы, и, очевидно, что она ещё не набрала форму. Нам есть, над чем работать, главное сейчас – тренироваться и сражаться, и тогда будет заметен результат.
- У девочек есть какие-то личные взаимоотношения, обе сильно хотели выиграть, и доказать одна другой, что играет лучше?
- Это в любом случае соревнование, игроки всегда хотят доказать друг другу, что лучше. Но не в случае матча Маргариты... Во время подготовки я ей объяснил, что тебе никому ничего не нужно доказывать, всё это в прошлом. Сейчас ты вернулась в теннис после 1,5-годичного перерыва, просто играй и набирайся опыта. Маргарита и Анастасия - принципиально разные игроки с разным подходом, тактикой, профессиональным воспитанием. Всё, что ей нужно было – выйти и доказать самой себе, что у неё достаточный уровень, что она может выступать достойно. Сегодня был один шаг из тысячи грядущих, которые нужно пройти и преодолеть, чтобы стать максимально уверенной и доказывать что-то соперникам, в конечном итоге, чтобы развеять сложившееся в России убеждение, что Гаспарян больше не заиграет. А она заиграет, я полностью в этом уверен, потому как Маргарита очень голодна до побед. А я сделаю всё от себя зависящее, чтобы вернуть ей уверенность в себе и помочь выйти на прежний уровень и даже больше...
- Вы работали со взрослыми игроками Топ-уровня, такими как Светлана Кузнецова, а сейчас работаете с Маргаритой. Есть ли разница в работе со взрослым игроком и в общем-то ещё почти юниором?
- Все игроки разные. А во-вторых - Светлане 32 года, а Маргарите – 23. Она только сейчас познаёт некоторые вещи в теннисе, для неё сейчас каждый день – огромный путь к большим достижениям. У Светланы же большой опыт, она 18 лет в Про-Туре и за её плечами значимые победы с 18-19 лет. Разные возрасты, разные игроки, я бы не хотел сравнивать. У каждого свои достоинства и свои недостатки. Наша работа состоит в том, чтобы адаптироваться и раскрыть эти сильные стороны.
- В большинстве своём всегда говорят о достоинствах теннисиста. Назовите три качества, которыми игроки не должны обладать. Представьте себе игрока, который приходит к Вам и хочет тренироваться, вы даете ему тестовый период, и какие три качества послужат индикатором того, что с этим игроков вы не сыграетесь?
- Очень сложный вопрос... Прежде всего, это когда игрок не хочет слушать, он считает себя лучшим, что достиг предела. Мне нравится работать со скромными теннисистами. У таких всегда есть стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Это одно из важнейших качеств. Мне не нужно, чтобы они делали ровно то, что я им говорю, я хочу, чтобы они следовали правилам и принципам, которые предельно очевидны, просты и понятны всем. Люди разные и по характеру, и темпераменту, есть импульсивные, есть флегматичные, приходится подстраиваться, вытягивать энергию из одних и контролировать эмоции других. Для меня конкретно нет трёх таких качеств, для меня есть важная одна и она именно эта. Если ты учтивый, собранный и сосредоточенный, хочешь и умеешь слушать. Не хочешь слушать и работать над собой – не преуспеешь ни с кем.
- Карьера теннисиста имеет определённую продолжительность, а карьера тренера может быть очень длительной. Какая ваша на данный момент самая большая тренерская удача?
- Для меня успех - это видеть игрока, который работает над собой в непрерывном режиме, он меня слушает, он двигается вперёд – это и есть самая большая удача. Дело не в титулах и призовых. Хороший тренер тот, у которого есть страсть. И ни возраст, ни уровень игрока тут не столь важен. Меня слушают – значит у нас есть взаимосвязь, значит у нас есть прямой ресурс для того, чтобы каждый был доволен и счастлив. Обычно я не ищу игроков и не высматриваю их для совместной работы, но если ко мне в академию приходят ученики, мне достаточно короткой тренировки, чтобы понять, сработаемся мы или нет. Сейчас для меня также большой успех – это мой клуб, это работа с игроками в течение 6 лет, мы трудимся, создавая благоприятный микроклимат и рабочую атмосферу. И у нас всего лишь одно простое правило: работай над собой, стремись, и тогда будет счастье. И, наоборот, когда ты несчастен – тебе не до самосовершенствования. Всё просто...