Хорошо ли быть левшой в теннисе?
Сегодня, 13 августа, отмечается международный день левшей. В теннисе имеется устойчивое мнение, что быть левшой намного удобнее, нежели правшой. Обозреватель британского портала The Tennis Space Саймон Кэмберс анализирует статистику выступлений спортсменов-левшей на протяжении Открытой эры, и приходит к интересным выводам.
"В своей автобиографии Рафаэль Надаль опроверг популярный миф, что его дядя заставил племянника переучиться играть левой рукой, потому что это даёт игровое преимущество. Вместе с тем, факты неопровержимо свидетельствуют, что теннисисты-левши действительно имеют преимущество над правшами.
Любой правша, когда-либо игравший в теннис, признает, что уходящая подача левши во второй квадрат, под бэкхэнд - самая трудная для приёма. Нет никаких научных доказательств тому, что левша при данной подаче выбирает более опасный угол, нежели его зеркальное отражение - правша при подаче в первый квадрат - но иногда это кажется аксиомой.
В целом около десяти процентов населения Земли - левши, поэтому правши преимущественно играют друг с другом. Но при игре с левшами вращение, которое они задают, и тот факт, что уходящая подача идёт обычно под более слабый бэкхэнд правши, становятся факторами не в пользу праворукого большинства.
В то же время, левши обычно хорошо играют против правшей, поскольку регулярно встречаются с ними на турнирах. А вот в матчах левшей друг с другом статистика несколько иная.
В качестве ещё одного примера можно взять статистику Открытой эры. С 1968 года, когда теннис стал профессиональным, прошло 190 турниров "Большого шлема" в одиночном разряде (первым "мэйджором" в истории Открытой эры стал "Ролан Гаррос" 1968 года).
На мужских соревнованиях 43 из 190-ти победителей были левшами. Это составляет 22,6 процента. Среди женщин левшами были 29 из 190-ти чемпионок. Но даже эти 15,2 процента - существенно больше удельного веса левшей в мире.
Вот несколько причин, которые вызывают данную статистическую аномалию. Джон Макинрой, Джимми Коннорс и Рафаэль Надаль - эти левши относятся к величайшим теннисистам всех времён. У женщин Мартина Навратилова выиграла 18 из 28-ми титулов среди левшей. Но если посмотреть ещё дальше в историю, то следует включить в этот список все титулы Рода Лэйвера, и так далее.
Что ещё интересно - в период с 1985 по 2005 годы наблюдалась отчётливая тенденция доминирования правшей. Было ли это следствием массового перехода турниров на хард (например, Australian Open в 1988 году перешёл с травы на хардовое покрытие), либо имеется ещё какая-то причина, однако в этот период левши среди чемпионов "мэйджоров" встречались довольно редко - особенно среди мужчин.
И действительно - начиная с 1985 года, и заканчивая "Ролан Гаррос"-2005, когда свой первый титул завоевал Надаль, только трое левшей побеждали на турнирах "Большого шлема". Это были Андрес Гомес на "Ролан Гаррос"-1990, Томас Мустер на "Ролан Гаррос"-1995 и Горан Иванишевич на Уимблдоне-2001. Что касается женщин, то Мартина Навратилова и Моника Селеш за тот же период выиграли пятнадцать "мэйджоров".
После 2005 года, с появлением Надаля, статистика снова меняется в пользу левшей. Победы Петры Квитовой на Уимблдоне в 2011 и в 2014 годах - лишнее тому подтверждение.
Прорыв в Топ-десятку рейтинга WTA Анжелик Кербер и постепенный прогресс британки Лоры Робсон делают их отличным "дополнением" Квитовой. Более того, в сезоне 2012 года пять мужчин и две женщины-левши выиграли различные турниры. А в прошлом году единственным левшой-чемпионом на турнирах "Большого шлема" у мужчин был всё тот же Надаль.
Игровая статистика Рафы не может не улучшать общие цифры для левшей, которые боролись за титулы на протяжении, по крайней мере, последних сорока четырёх лет. В конце концов, и Род Лэйвер остаётся одним из двух теннисистов, которым покорялся сезонный "Большой шлем". Более того, австралийский левша добивался этого дважды, в 1962 и 1969 годах. А подобные достижения чего-нибудь да значат".