Юджин Скотт. Первый тренер Джона Макинроя, директор "Кубка Кремля" и герой тенниса

28 декабря 2017
Новости тенниса

Кем был Юджин Скотт? Спросите любого - вам каждый ответит по-разному. Он был выдающимся игроком, искренним публицистом, отличным ментором для юных спортсменов, успешным директором турниров, талантливым литератором и страстным защитником честности игры. Юджин посвятил свою жизнь семье. И многому другому.

"Теннисные журналисты, знавшие Скотта, всегда считали его фигурой динамической - ходящим катаклизмом (в хорошем, живом значении этого слова)", - рассказывает давний друг нашего героя Дональд Делл. "Но я уверен, что было очень много людей, которые знали о Джине Скотте, но очень мало тех, кто действительно знал его самого".

В шестидесятые Скотт был теннисистом с мировым именем, страстным любителем соревноваться, в арсенале которого было всё для успешных выступлений: стиль serve-and-volley тогда был довольно популярен, и Юджин был в нём хорош. Он играл в четвертьфинале Чемпионата Франции и полуфинале Чемпионата США (тогдашние аналоги "Ролан Гаррос" и US Open). Он входил в Топ-10 спортсменов США пять раз, а в один сезон стал одиннадцатым в мире.


На Уимблдоне Юджин встречался с великим Родом Лэйвером.

Делл, чья дружба со Скоттом уходит корнями в их совместное выступление за университетскую теннисную команду Йеля, а также в Про-Тур и юридическую школу Университета Вирджинии, так описывает атлетические способности Юджина: "Он, пожалуй, был лучшим спортсменом в истории Йельского университета, в этом вы можете мне поверить. Мы проводили матч, и после каждого поединка (каждого!) он ходил соревноваться с легкоатлетической командой в беге с барьерами. И чуть ли не всегда побеждал! В конце-концов их тренер сказал: "Джин, ты выставляешь нас дураками. Ты же даже не тренируешься, но всё равно побеждаешь. Выбери уже, чем хочешь заниматься". Конечно, он выбрал теннис, но если бы решение было другим, он бы добился не меньших успехов - организм у него был идеальный".

К 1969 году Скотт продолжал играть (ему было тридцать два года - более чем почтенный возраст для теннисистов того времени). Начав уделять много времени будущему тенниса, Юджин стал сооснователем Национальной юниорской теннисной лиги США, где воспитал многих спортсменов, в том числе Джона Макинроя.

В семидесятые годы Юджин стал лицом и голосом тенниса - именно его образ возникал у всех, кто думал об этом спорте. В 1973 году Скотт стал телевизионным комментатором знаменитой "Битвы полов" - схватки Билли Джин Кинг и Бобби Риггза. В 1974 он основал журнал Tennis Week и получил широкое признание благодаря тому, что Делл называет "совестью игры". Юджин написал двадцать книг и бесчисленное число статей, а также занимался производством документальных фильмов. В период с 1973 по 1977 год он стал пятикратным чемпионом США по корт-теннису - оригинальной игре, из которой современный теннис заимствовал часть изменений в правилах. В 2008 году Скотт стал участником Международного зала славы тенниса.

Юджин был директором более чем 200 турниров - от Madison Square Garden до "Кубка Кремля" в Москве. Необходимо отдельно отметить деятельность американского специалиста по развитию тенниса в России. 

1
Шамиль Тарпищев, Геннадий Бурбулис, Михаил Задорнов и Юджин Скотт

Александр Вайнштейн, в течение восьми лет возглавлявший исполнительную дирекцию турнира "Кубок Кремля", так отзывался о Скотте: "На мой взгляд, есть три ключевые фигуры, которым "Кубок Кремля" обязан своим рождением и успехом: Сассон Какшури, Юджин Скотт и Шамиль Тарпищев. Обязательно надо вспомнить Юджина Скотта, профессионального теннисиста, игравшего за сборную США, издателя журнала Tennis Week и авторитетного человека в мире тенниса. Это был замечательный, остроумный, жизнерадостный человек. Основатель соревнований Какшури привлёк его к московскому турниру, и он стал его первым директором. Тогда для западных теннисистов Советский Союз был другой планетой, они поехали бы только к тому, кого знали. А знали они из всех нас одного Скотта. Первые уроки спортивного менеджмента международного класса мы брали именно у него!"

Именно Юджину мужские московские соревнования обязаны своим великолепным призом - серебряным кубком, который, по словам пресс-службы турнира, входит в число самых дорогих трофеев обоих Туров! Кубок был изготовлен в девятнадцатом веке, но заказчик не забрал его у ювелиров, поэтому в течение долгого времени он оставался забытым. Лишь в конце двадцатого века фирма Cartier презентовала награду Скотту, отметив, что та "не подлежит продаже". Юджин решил, что трофей такого уровня отлично подойдёт для наполеоновских планов российских организаторов и безвозмездно передал его оргкомитету. Скотт шутя отмечал, что награда очень похожа на самовар - "куда же, если не в Россию его отправить".

1
Юджин Скотт и Евгений Кафельников

Также американец, опираясь на собственный опыт развития серьёзных соревнований, предложил совместить женские и мужские турниры, перенеся корты на арену спортивного комплекса "Олимпийский".

В девяностые годы Юджин отмечал, что "главной коммерческой целью турнира будет состыковка западного и российского бизнеса". Для этого в Москве был проведён бизнес-симпозиум "Россия: расширение экономических горизонтов". Сам Скотт отмечал, что экономике России это решение точно помогло: "Теперь позвонить из Москвы в Нью-Йорк проще, чем из Нью-Йорка в Москву! Это сближает страны".

За свои достижения Юджин был отмечен множеством наград, в числе которых - и российские. Так, Скотт стал одним из всего четырёх иностранцев, получавших почётную премию "Русский Кубок". 

"Откровенный подход Скотта и его взрывной характер могли отталкивать людей", - говорит Бобби Фэйги, которая проработала с ним более 29 лет в журнале и в организации турниров. "Он был непростым человеком, это бесспорно. Но сотрудничать с ним - это был невероятный опыт. Юджин всегда делал всех вокруг лучше, он помогал нам учиться".

1
Геннадий Бурбулис, Шамиль Тарпищев, Борис Ельцин и Юджин Скотт

Скотт провёл два года в совете директоров Ассоциации тенниса США, но Фэйги настаивает, что этот срок мог быть гораздо большим, если бы не ограниченность нравов тогдашних спортивных чиновников: "Мне кажется, Юджин был слишком открытым, смелым и сильным для них. Он пугал руководство своим желанием менять и улучшать".

В девяностые Скотт женился на Полли Истман. "Ему было 57 лет, когда у нас родился первый ребёнок, и 59 - когда родился второй", - рассказывает Полли. "И я должна сказать, что он не совсем понимал, как себя чувствовать. Первые 57 лет своей жизни он посвятил теннису, но рождение ребёнка стало поворотной точкой в его жизни. Он наслаждался каждой минутой отцовства и брака".

В 2006 году в возрасте 68 лет Скотт скончался от прежде не обнаруженного амилоидоза - редкого заболевания, при котором белковые волокна наносят ущерб сердцу.

"Я невероятно скучаю по нашим живым дискуссиям. Мы обсуждали все проблемы и перспективы тенниса, и у Юджина всегда были отличные идеи!" - говорит Рэй Бентон, CEO теннисного центра Мэриленда. "Сейчас и у меня возникают какие-то мысли, но мне очень не хватает возможности предложить их Скотту".

"Дети были очень маленькие, когда его не стало", - вспоминает Полли. "Но я знаю, что они запомнят его как любящего отца, хотя теннис был очень тесно вплетён в нашу семейную жизнь. Надеюсь, что однажды Сэм и Люси побывают в Зале славы и на именном корте Йеля. Хочу, чтобы они увидели там памятные доски и поняли, что их отца помнят".

1

Её голос начинает дрожать: "Если я не справлюсь с задачей рассказать им, кем был их отец, чего он сумел достичь, как много он сделал для тенниса, им поможет спортивный мир. Это особый цикл - ты посвящаешь себя спорту, а спорт оставляет тебя в вечности. Надеюсь, что бенефициарами этого процесса станут наши дети".

Сегодня, 28 декабря, Юджину Скотту исполнилось бы 80 лет. Его заслуги в развитии мирового и российского тенниса трудно переоценить. Он всегда думал о людях, о делах, о новых идеях. На себя тратил гораздо меньше времени. Его жизненный путь мог бы получиться ещё более удивительным, если бы не столь редкая, внезапная болезнь. Его супруга Полли Истман-Скотт права: достижениям таких людей, как Джин, суждено остаться в вечности. И сегодня мы чествуем Юджина - американца, с широкой русской душой, благодаря которому российский теннис изменился навсегда.


Памятная страница Юджина Скотта собирает письма, адресованные герою тенниса и его семье. Приведём лишь немногие из них.

"Как игрок, организатор, журналист и пылкий болельщик, Джин дал миру так много! Мы все стали лучше благодаря знакомству с ним. Он изменил наши взгляды на теннис и заставил развиваться и игроков, и окружающий их мир. Юджина никогда не забудут - он останется в наших мыслях и молитвах", - Билли Джин Кинг, 12-кратная чемпионка турниров "Большого Шлема".

"Известие о смерти мистера Скотта повергло меня в глубочайшую печаль. Все мы помним плодотворное сотрудничество с Юджином - в течение десяти лет мы работали над "Кубком Кремля" с момента его основания. Приношу искренние соболезнования всем, кто был знаком с ним - человеком, который сделал очень много для тенниса по всему миру", - Шамиль Тарпищев, президент Федерации тенниса России.

"Юджин, ты был самым важным человеком в моей жизни: другом, наставником, вдохновителем и образцом поведения. Я никогда не переставала удивляться твоей мудрости, силе духа, честности и воспитанности. Ты научил меня всему, что я знаю о жизни и бизнесе. Без этих советов я бы не выжила в Нью-Йорке, так что я смело могу называть тебя крёстным отцом. Ты смеялся над этим, но это правда.

Спасибо тебе, за то, что ты поверил в Россию и россиян. Ты был готов справляться с трудностями, чтобы сделать людей всего мира чуточку ближе", - Виктория Миллер, бывший директор "Кубка Кремля" по рекламе.

"Деятельность Джина коснулась многих поколений теннисистов. Он изменил этот спорт так, как никто другой. Его наследие - вокруг нас. Те, чья деятельность по-прежнему связана с теннисом, должны продолжать работу с честностью, открытостью и самоотверженностью - эти свойства отлично характеризовали Юджина", - Пэм Шрайвер, 19-кратная чемпионка парных турниров "Большого Шлема".

"Джин был одним из тех, кто сумел привезти моего идола - Бьорна Борга - на Багамы, когда я был ребёнком. Также он стал первым, кто осмелился дать мне wild card на турнир АТР - это было на "Кубке Кремля". Юджин всегда помогал мне развиваться, это лишь два примера из многих.

Он был невероятно одарённой, скромной и честной личностью. Джин, ты очень много значил для меня лично, для моей семьи и моей страны", - Марк Ноулз, трёхкратный чемпион парных турниров "Большого Шлема".

Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке